ФАС выступила против введения механизма «вези или плати» на РЖД

Введение на железной дороге договоров «вези или плати» нарушает антимонопольное законодательство. Этот механизм ущемляет права малого и среднего бизнеса, считают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Речь идет о поправках к уставу железнодорожного транспорта и правилам недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД). Их подготовил Минтранс по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.
Ведомство предложило ввести формат договора между грузоотправителями и РЖД на принципах «вези или плати». В них будет предусмотрено право перевозчика получать невозвратную предоплату за будущие перевозки. В обмен компаниям предоставят приоритет в вывозе грузов. Он будет отдаваться фирмам с долгосрочными договорами, вносящим предоплату, среди невоенных и неэкстренных перевозок.
С критикой проекта выступил замруководителя ведомства Петр Иванов, пишет РБК. Свое мнение он изложил в письме, направленном в Минтранс и Минэнерго. Иванов отметил, что принцип приоритета является избыточным, а также ущемляет интересы грузоотправителей.
В ФАС считают, что механизм лишит компании возможности заключать договоры на недискриминационных условиях. Поправки идут вразрез с антимонопольным законодательством и не могут быть поддержаны, заключил Иванов.
По словам источников РБК, этот вопрос обсудят на заседании правительственной комиссии по транспорту. Оно состоится в пятницу, 26 марта.