Top.Mail.Ru

ГК «Цифра» презентовала на ЦИПРе исследование о состоянии машиностроительной отрасли РФ

23.05.202413:50
Фото: ГК «Цифра» Фото: ГК «Цифра»

Машиностроительная отрасль РФ оправилась от шока и с оптимизмом оценивает будущее цифровизации. Такие выводы содержатся в исследовании ГК «Цифра», представленного в рамках конференции ЦИПР-2024. Большинство компаний оценивают свою позицию на рынке как устойчивую и верят, что смогут сохранить ее без кардинальных изменений.

Представители отрасли с умеренным оптимизмом смотрят на темпы цифровизации своих производств, даже несмотря на имеющиеся в индустрии барьеры для внедрения цифровых решений. Около половины опрошенных респондентов (33%) считают, что их предприятиям удастся сохранить стабильность, 20% верят, что смогут приблизиться к лидерам мирового рынка за счет развития российских решений и технологий из дружественных стран. Еще 18% полагают, что машиностроительную индустрию ждет сильное технологическое отставание.

Исследование указало на корреляцию между достижением запланированных эффектов от цифровизации с опытом компаний. То есть более 70% предприятий, приступивших к цифровой трансформации только год назад, не выполняют планы по эффектам от «цифры», тогда как фирмы с опытом, начавшие цифровизироваться 3–6 лет назад, в большинстве своем показывают достижение поставленных целей или даже получают эффекты выше ожидаемого.

Генеральный директор ГК «Цифра» Сергей Емельченков считает, что в плане достижения эффектов и восприятия будущего цифровизации транслируют оптимизм отрасли. При этом только чуть более трети респондентов пока опасаются технологического разрыва с Западом. «Наблюдается рост достижения эффектов компаниями от цифровой трансформации по мере накопления опыта в реализации ИТ-инициатив. Заметно, что индустрии удалось оправиться от шока макроэкономических изменений и вернуться к ранее запланированным дорожным картам повышения эффективности производств», — отметил он.

Среди главных факторов, которые затрудняют достижение запланированных эффектов от внедрения цифровых решений, представители машиностроительной отрасли назвали недостаточное развитие ИТ-инфраструктуры, рост сложности ИТ-решений, нехватку цифровых инициатив в воронке, недостаток компетенций и бюрократию.

Сергей Емельченков добавил, что неготовность технической базы к цифровизации и ограничения ИТ-инфраструктуры, не позволяющие реализовать цифровые решения, являются главными препятствиями на пути предприятий к управлению на основе данных.

«В этом плане есть большое поле для работы отечественных инфраструктурных интеграторов. Также среди значимых вызовов — неготовность бизнес-процессов предприятий к цифровой трансформации и недостаток компетенций. Здесь могут помочь методические рекомендации по внедрению и работе с различными цифровыми инструментами на основе успешного опыта и создание центров компетенций в рамках крупных производств и холдингов, которые возьмут на себя подготовку кадров для инициирования, планирования и реализации цифровых инициатив. Отмечу, что нехватка кадров с компетенциями для поддержки цифровой трансформации — проблема не только машиностроителей, но и других промышленных индустрий. В частности, она остро стоит в горной отрасли, что показало наше недавнее исследование среди предприятий ГМК», — рассказал эксперт.

Что касается инвестиций в цифровизацию, то большинство машиностроительных предприятий намерены оставить их объемы на уровне 2023 года. Это связано с желанием сосредоточиться на стабилизации и развитии уже внедренных решений. Однако более четверти участников опроса говорили об увеличении бюджетов на «цифру» — для масштабирования успешных проектов и выполнения утвержденных дорожных карт по цифровой трансформации.

Среди наиболее перспективных новых технологий, на которые предприятия возлагают большие надежды в плане эффектов от цифровизации, назывались цифровые промышленные платформы, роботизированные системы и цифровые советчики на базе искусственного интеллекта. Что касается последнего, то, несмотря на высокий интерес к ИИ, лишь 3% компаний имеют стратегию по развитию и применению этой технологии в производстве и менее 6% могут похвастаться успешными кейсами. Остальные же респонденты пока находятся на этапе пилотирования решений с ИИ под капотом или же вовсе не приступали к его апробации. Это говорит о том, что и самой технологии, и производству необходимо «дозреть».

Опрос проводился в апреле-мае. В нем участвовали более 100 представителей машиностроительных предприятий РФ.