Глава Конституционного суда допустил возвращение смертной казни в России
Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин допустил, что в России в будущем могут снять действующий мораторий на смертную казнь. Об этом он заявил в своей новой книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл», опубликованной на сайте суда.
Глава КС считает, что введение моратория стало уступкой ценностям, которые российскому национальному правосознанию несвойственны. По его словам, социокультурная ситуация в России существенно отличается от положения дел в старых демократиях Европы.
«То обстоятельство, что КС принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем», — пишет председатель суда в книге.
Зорькин отметил, что тема смертной казни до сих пор остается одной из самых обсуждаемых. По его словам, вопрос о ее возвращении неоднократно поднимали в парламенте. Закрыть этот вопрос невозможно, пока в России существует практика умышленных убийств. По его словам, многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко она сможет продвинуться в создании «прочного, уверенного в себе правопорядка».
«Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно», — добавил Зорькин.
В СССР и России суды назначали смертную казнь за разные уголовные преступления до середины 1990-х годов. Бессрочный мораторий на применение смертной казни в России действует с 1997 года, когда страна вступила в Совет Европы. Де-факто смертную казнь не применяют с 1996 года. Этот мораторий был подтвержден в 1999 и 2009 годах решениями КС.
При этом такое понятие как «смертная казнь» существует в Уголовном кодексе до сих пор. Зорькин объяснил, что формально суд смертную казнь не отменил. Он объявил практически бессрочным мораторий на ее назначение и применение. Запретить ее может только законодатель.