Top.Mail.Ru

Итоги секции по закупкам в сфере образования подвели после форума «ГОСЗАКАЗ»

24.05.202409:15
Фото: Пресс-служба Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Фото: Пресс-служба Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»

Итоги секции по закупкам в сфере образования подвели после XIX Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Эксперты «Академии контрактных отношений» собрали предложения от всех представителей отрасли, которые должны помочь повысить качество закупки образовательных услуг.

На форуме состоялись отраслевые секции по направлениям «медицина», «энергетика», «стройка», «транспорт», «образование». Секция по образованию проходила с участием представителей Минобрнауки и Минпросвещения, говорится в сообщении пресс-службы форума. Одной из тем стало качество образовательных услуг для подготовки специалистов закупочной отрасли, которую поднял руководитель АНО ДПО «Академия контрактных отношений» Павел Лисин.

В частности, был сделан вывод, что проведение аукционов вместо конкурсов приводит к демпингу на рынке образовательных услуг и снижению начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Один из способов обоснования НМЦК — сведения из реестра уже исполненных контрактов. А отсутствие минимальной окупаемости делает непривлекательным участие опытных образовательных организаций в торгах.

В частности, при 90%-ном снижении цены становятся бессмысленными даже ориентировочные расценки, сложившиеся 20 лет назад на основе нормативов для обучения государственных служащих, обратил внимание Лисин.

В итоге происходит оказание услуг преподавателями, не имеющими опыта практической деятельности в сфере закупок. К этой работе привлекают студентов и аспирантов. И даже если заказчик недоволен обучением, то пока он рассуждает, что делать, образовательная услуга формально уже оказана, подписан акт и выдано удостоверение.

Не менее негативно сказывается отсутствие практических мероприятий — стажировок, деловых игр в процессе обучения. Представители закупочной отрасли внесли свои предложения, которые должны помочь повысить качество закупки образовательных услуг. В частности, на оказание образовательных услуг в сфере повышения профессиональной квалификации следует проводить конкурсы, а не аукционы. На сегодня же заказчик из-за сложной процедурной части чаще всего выбирает аукцион, указали представители закупочной отрасли.

К тому же важно контролировать процесс исполнения контракта, устанавливать тариф для человеко-часа обучения, возможность установления дополнительных требований по квалификации к участникам закупки.

Заместитель директора департамента управления делами Минобрнауки Наталья Хабарова обратила внимание на то, что качество реализации выделяемых на науку и образование средств во многом зависит от качества закупок.

«В 2023 году на науку и образование в РФ выделялось 1 триллион 276 миллиардов рублей, а в 2024-м — 1 триллион 380 миллиардов рублей. Это колоссальные ресурсы, которые необходимо эффективно применить», — рассказала Хабарова.

Специфическими сложностями, которые возникают у заказчиков в образовании, являются, к примеру, разработки под уникальные потребности заказчика при закупке дорогостоящего научного оборудования. Из-за санкций возникают проблемы с поставками. И в данном случае открытость и прозрачность федерального законодательства, через которое осуществляются закупки, играют не на руку российскому заказчику.

Чтобы не ставить под удар интересы отечественной науки, возможно, такие закупки следует проводить в закрытом виде. Многие вынужденные ошибки в закупках образовательных учреждений объясняются отсутствием квалифицированных сотрудников контрактной службы. Решением многих проблем в образовательных закупках могло бы стать развитие инструментов нормирования и актуального ценообразования.

Еще одной важной темой, которую подняли эксперты, являются закупки малого объема (ЗМО). Для отрасли это может стать решением проблем и сложностей благодаря простоте и автоматизации таких закупок, их прозрачности и отсутствию бюрократических барьеров.

Также была озвучена узкоспециальная проблема поставки продуктов питания в образовательные учреждения. Перспективным опытом централизации закупок на этом направлении поделилась Самарская область. Это проект «Спецсклад», который реализуется с 2019 года. В охват его поставок попадают не только школы, но и все социальные учреждения региона. Это порядка 30 тысяч закупок, которые подвергаются экспертизе и контролю качества.