Карантин в Китае спровоцировал очереди из фур и драки водителей


На российско-китайской границе скапливаются очереди из сотен фур из-за роста грузовых перевозок на фоне пандемии и усиления антикоронавирусных ограничений. Машины могут стоять в очереди неделю, а водители — вступать в драки за место в ней.
Движение грузового, автомобильного, а также железнодорожного транспорта через российско-китайскую границу существенно замедлилось. Сроки доставки грузов увеличились на две-три недели. Критическая ситуация сложилась на крупнейшем сухопутном пограничном переходе через границу с Китаем Забайкальск — Маньчжурия. Машины могут стоять на границе по неделе, и такая ситуация наблюдается с мая.
Среди причин, которые повлияли на участников рынка, называют блокировку Суэцкого канала в марте. Ситуацию также осложнило ужесточение Китаем эпидемиологических мер. Инфраструктура оказалась не готова к резкому росту транзитных грузоперевозок и усилению ограничений, связанных с пандемией коронавируса, пишет «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка.
Так, с апреля прошлого года страна впускает только ограниченное количество грузовых машин в сутки — не более 12. По словам источников на рынке, до COVID-19 через погранпереход Забайкальск — Маньчжурия проезжало примерно 150–200 грузовиков в день.
Сейчас квоту увеличили до 100 машин в сутки, но таможенный пункт может обработать и пропустить только 80. Чтобы получить разрешение на въезд, китайский грузоотправитель или агент на территории страны должен подать заявку на электронную очередь. Когда она доходит до него, необходимо указать номер машины, которая въедет в Китай на следующий день. Тем, кто не успел проехать в назначенное время, приходится заново вставать в очередь. Это обостряет и без того напряженную обстановку.
«Машины пытаются в эту очередь прорваться, объезжая по полю или по встречной полосе. В очереди возникают конфликты, прежде всего между водителями <...> Порой доходит до драк за порядок заезда. Серьезно избили водителя московского федерального перевозчика, из очереди его увезли на скорой в бессознательном состоянии», — рассказал изданию руководитель направления автоперевозок из Китая «Траско» Максим Игнатов.
Кроме того, российские водители, которым удалось въехать на территорию КНР через пункт пропуска «Маньчжурия», должны предоставить справку с отрицательным ПЦР-тестом, сделанным не ранее чем за семь дней. На китайской стороне также проводится дополнительное тестирование.
Немало времени занимает система бесконтактного взаимодействия на пунктах пропуска, заработавшая в декабре 2020 года. Грузовой автомобиль заезжает в пункт пропуска КНР, оставляет прицеп, затем уезжает в Россию без него. Автомобиль возвращается, когда прицеп уже загрузили товарами. Перевозчикам при этом каждый раз надо проходить таможню.
В Федеральной таможенной службе (ФТС) подтвердили скопление фур на границе. При этом в ведомстве отрицают, что установленная Китаем суточная квота не выполняется. В Минтрансе сообщили, что вопрос ограничения проезда транспортных средств планируется обсудить с китайской стороной во второй половине августа.