Крупнейший суверенный инвестфонд мира потерял за полгода $21 млрд
Государственный пенсионный фонд Норвегии (Нефтяной фонд), который является крупнейшим в мире национальным фондом благосостояния, за первое полугодие 2020 года потерял 21 миллиард долларов, доходность инвестиций составила минус 3,4%. В основном убытки пришлись на портфель акций.
Как пишет Bloomberg, акции оказались худшей инвестицией фонда в первом полугодии, в целом потеряв 6,8%. При этом акции нефтегазовых компаний рухнули на треть, финансовых — на 20,8%. А вот IT-отрасль обеспечила прибыль в 14,2%.
Не включенная в листинг недвижимость также упала в цене, в то время как инструменты с фиксированным доходом выросли. Портфель инвестфонда включал почти 70% акций, чуть менее 3% недвижимости, а остальное составляли инструменты с фиксированным доходом.
В 2019 году Пенсионный фонд Норвегии заработал 180 миллиардов долларов. На каждого норвежца приходится порядка 190 тысяч долларов средств фонда. По итогам 2018 года фонд сообщил о худших финансовых результатах за последнее десятилетие на фоне потерь по вложениям в фондовые активы. Они превысили 56 миллиардов долларов. Для суверенного фонда Норвегии это был первый чистый годовой убыток с 2011 года и наиболее серьезные потери по итогам года с финансового кризиса в 2008 года.
В апреле текущего года глава Пенсионного фонда Норвегии Ингви Слингстад оказался в центре скандала. Его перелет с делового семинара на чартерном рейсе был оплачен крупным инвестиционным банкиром Николаем Тангеном. Последний избран преемником Слингстада на посту главы фонда. Танген должен заступить на эту должность в сентябре.
Пенсионный фонд Норвегии был создан в 1990-х годах для инвестирования доходов Норвегии от нефти в иностранные ценные бумаги. Фонд инвестирует преимущественно за пределами страны, чтобы не подстегивать инфляцию в Норвегии. Норвежский госфонд является крупным миноритарем Microsoft, Apple, Amazon и Alphabet. В сумме ему принадлежит 1,5% мировой капитализации компаний.
В текущем году фонд начал продажу активов, чтобы покрыть потребности правительства Норвегии в денежных средствах для стимулирования экономики.