Минцифры предложило обязать операторов связи блокировать телефонных мошенников
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разработало законопроект, обязывающий операторов связи устанавливать системы для противодействия телефонному мошенничеству. Россияне смогут жаловаться на спам и мошенничество, а номера, с которых поступают такие звонки, после проверки должны быть заблокированы. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на текст документа.
Согласно тексту законопроекта, операторы связи должны устанавливать технические средства для противодействия мошенничеству (фроду) с использованием телефонных номеров и установления источника трафика. Под фродом предлагается понимать трафик, при котором вызов абонента происходит с использованием подменных номеров, специальных технических средств и софта или несанкционированного доступа к операторскому оборудованию. Это приводит к нарушению прав третьих лиц и безопасности сети. Телефонным спамом предлагается считать вызовы или сообщения, распространяющие рекламу без согласия абонента.
«Ростелеком» уже поддержал предлагаемые меры, назвав их эффективными. В компании отметили, что расходы окажутся незначительными, поскольку крупные операторы связи уже используют такие системы. В «Вымпелкоме» подтвердили, что также используют похожие системы. В МТС добавили, что законопроект требует «детальной проработки», а в «МегаФоне» сообщили, что изучают поступившие предложения.
Гендиректор консалтинговой компании «Ордерком» Дмитрий Галушко, в свою очередь, отметил, что установка дополнительного оборудования приведет к затратам операторов. Между тем, по его словам, борьба с мошенничеством — задача государства, которая осуществляется на средства налогоплательщиков.
Ранее в Центральном банке России сообщили, что число заблокированных мошеннических телефонных номеров за первое полугодие 2020 года выросло почти в четыре раза по сравнением с аналогичным периодом прошлого года. Объем операций, совершенных без ведома и согласия клиентов, составил около четырех миллиардов рублей. В результате банки вернули клиентам около 485 миллионов рублей, похищенных с их счетов. Кроме того, за третий квартал текущего года ЦБ предоставил операторам информацию о 9,6 тысячи номеров, которые заподозрили в совершении мошенничества. Однако из них заблокировали только 66 номеров.