На конференции агентства RAEX обсудили, кто и чему должен учить ESG-специалистов

Рейтинговое агентство RAEX 4 декабря провело вторую конференцию, посвященную лучшим практикам российских вузов в области устойчивого развития. В мероприятии участвовали около 350 человек: эксперты в области устойчивого развития из российских вузов и компаний, представители СМИ и профильных органов власти.
Генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков, открывая конференцию, отметил практический характер нынешнего мероприятия: в основу дискуссии положен опыт крупного российского бизнеса по подготовке ESG-кадров.
Заместитель гендиректора RAEX Дмитрий Кабалинский представил результаты исследования агентства RAEX «Подготовка кадров для ESG: взгляд работодателей». «Мы ставили перед собой цель выяснить, как сегодня крупный бизнес видит проблему подготовки специалистов в области устойчивого развития. Для этого мы провели углубленные интервью с представителями ведущих российский компаний. Результаты бесед показали, что подразделения, непосредственно занимающиеся вопросами устойчивого развития, немногочисленны и ориентированы на решение стратегических вопросов, а ESG-специалистов предпочитают готовить внутри компаний. Эксперты, с которыми мы общались в рамках подготовки исследования, скептически относятся к специализированным программам бакалавриата и магистратуры, однако они готовы сотрудничать с вузами в рамках дополнительного образования», — рассказал Кабалинский.
В ходе пленарной дискуссии на тему «Роль университетов в формировании национальных принципов устойчивого развития» представители бизнеса и вузов обсудили существующие и перспективные образовательные программы в университетах по теме ESG, а также критерии оценки деятельности вузов в этой сфере.
О процессе обучения специалистов в области устойчивого развития и их главных профессиональных качествах рассказал директор по устойчивому развитию компании «Сибур», председатель наблюдательного совета ESG-Альянса Максим Ремчуков. По его словам, умение работать с источниками нового знания, способность анализировать это знание и делать синтез с полезными для компании выводами, знать иностранные языки, в том числе, с учетом новых рынков, китайский, быть готовыми интегрировать новые ESG-практики в стандартные процессы компании, способствуя ее трансформации, — это основные навыки для ESG-специалистов.
«Обучение кадров для "Сибура" не заканчивается никогда, мы ведем комплексную работу по созданию бесшовного пути "школа–учебное заведение–предприятие" для привлечения и образования будущих сотрудников; в рамках этого пути существуют классы по углубленному изучению точных наук, совместные магистерские программы и стажировки на производство. В корпоративном университете "Сибура" сотрудники проходят повышение квалификации, а на производстве работают вместе с опытными наставниками, которые передают свой многолетний опыт молодым сотрудникам», — отметил он.
Управляющий директор блока «Финансы» Сбербанка и председатель комитета по интегрированной отчетности Иван Тополя рассказал о главных целях в обучении ESG-кадров.
«Вуз должен стать площадкой, которая будет удовлетворять потребности компаний в сотрудниках с компетенциями под конкретные цели компании, при этом помогая будущим специалистам развивать адаптивность и готовность к трансформации для их долгосрочной конкурентоспособности. Поэтому основные качества, которые вуз может и должен сформировать в студентах, — это открытость, любознательность и гибкость», — считает Тополя.
Проректор по стратегическим коммуникациям РУДН Елена Апасова рассказала о национальных целях устойчивого развития (ЦУР) и сопоставила их с возможностями вуза. Начав с цели «укрепление здоровья и благополучие людей», Апасова рассказала, как РУДН заботится о здоровье сотрудников и студентов. Так, например, за счет вуза осуществляется профилактика, диагностика и лечение заболеваний, оказывается дополнительная поддержка семьям с детьми и работают программы по поддержанию демографии России. Далее проректор РУДН обратила внимание на проекты вуза, призванные развить личность и раскрыть таланты, а также рассказала о благоустройстве территории и организации коворкинг-центров. Помимо организации экологических пространств для сотрудников и студентов, вуз занимается экопросвещением и привлекает коллектив университета к соответствующим проектам.
Проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Андрей Марголин рассказал о трендовых компетенциях для ESG-специалистов. «Эксперт в области устойчивого развития, по мнению нашего вуза, должен иметь жесткие управленческие навыки и обладать аналитическим мышлением. Он должен уметь работать с цифрами, владеть методологией обоснования эффективности проектов устойчивого развития, предполагающих необходимость рассмотрения экономических, экологических и социальных последствий их реализации в комплексе», — сказал он.
Главный научный сотрудник центра устойчивого развития МГИМО, заместитель директора по развитию Института международной торговли и устойчивого развития (ИМТУР) профессор Капитолина Турбина рассказала об исследовании вуза и объяснила, почему ESG и управление рисками не теряют свою актуальность. «В этом году МЦУР выпустит уже третий доклад о тенденциях в развитии ESG-образования в России. Результаты исследования прошлого года показали, что 65 % опрошенных работодателей испытывают дефицит в ESG-специалистах, особенно ориентированных на решение вопросов по взаимодействию с окружающей средой. Возможности подготовки специалистов в области устойчивого развития расширяются, уже 54 российских вуза предлагают более 90 профильных образовательных программ по данному направлению», — отметила Турбина.
Директор центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Анна Веселова рассказала о трансформации дисциплин и образовательных форматов в вузе в ответ на изменяющиеся запросы бизнеса. «Мы пересмотрели подходы к обучению специалистов в области устойчивого развития, бизнесу нужны быстро полученные, но глубокие компетенции. ESG — это про инструменты управления рисками, поэтому в своих курсах мы учитываем и глобальные цели, и национальные приоритеты, и реальные практики компаний в их тесной взаимосвязи друг с другом. Университеты, как и ESG-повестка, должны быть гибкими. Наша задача не просто сформировать критически важные компетенции у наших выпускников, но и быть уверенными в их востребованности у работодателей», — рассказала Веселова.
Проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно рассказал о практиках вузов в области устойчивого развития и критериях оценки их деятельности в этой области. «Плехановский университет с 2018 года занимается вопросами устойчивого развития, однако нам ещё есть куда расти. В 2022 году мы провели исследование и узнали, как вузы мира включают повестку устойчивого развития в свою деятельность, и пришли к выводу, что для гармоничной работы вуза нам нужно учиться практикам у коллег», — указал он.
Руководитель стратегического проекта BaumanGoGreen по программе «Приоритет-2030», директор центра научно-публикационной аналитики и международных рейтинговых исследований МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Иванов рассказал о проектах вуза по обеспечению инженерных кадров в области ESG. Он отметил, что в новой образовательной парадигме компетенции оценки экологического эффекта на полном жизненном цикле при создании новых изделий должны быть у каждого студента независимо от его специальности.
Проректор по стратегическому развитию СВФУ им. М.К. Аммосова Василий Саввинов отметил, что устойчивое развитие Севера — это вопрос обеспечения жизнеспособности крупнейшего макрорегиона страны, и поделился опытом вуза по достижению национальных ЦУР. В СВФУ с 2021 года реализуется программа развития университета, основанная на целях и ценностях устойчивого развития.
Можно выделить семь основных действий (шагов) вуза по достижению целей устойчивого развития азиатской части Севера: пропаганда и повышение уровня информированности населения об устойчивом развитии, внедрение специализированных образовательных программ, организация научной деятельности по вопросам ESG-повестки, реализация экологических и социальных проектов, развитие кампуса по стандарту Assessment System for Campus Sustainable и мониторинг достижения целей.