Объем утечки персональных данных россиян вырос в шесть раз
Объем утечки персональных данных россиян за последние годы увеличился в шесть раз. Основной состав скомпрометированных данных: Ф. И. О., день рождения, номер телефона, e-mail, адрес проживания, IP-адрес.
Всеми этими данными могут воспользоваться мошенники, рассказал вице-президент по кибербезопасности Сбербанка Сергей Лебедь на сессии «Цифровой суверенитет и безопасность граждан: правовые модели», которая прошла на IX Восточном экономическом форуме.
Сбер ведет мониторинг утечки данных, появляющихся в приватных каналах и публичном поле, с 2020 года. Банку известно более тысячи источников информации, в которых хранится более трех миллиардов записей о россиянах. В 2020 году было около 500 миллионов таких данных, за 2022 год произошел прирост более миллиарда записей, в 2023-м — 1,5 миллиарда.
Как отметил Сергей Лебедь, украденные данные — это фундамент, на котором телефонные мошенники строят свою преступную деятельность. Сейчас в России наблюдается «пандемия» мошенничества. На начало 2024 года россияне получали по 20 миллионов мошеннических звонков в сутки, половина из которых — мессенджеры.
Сейчас это количество удалось снизить до шести миллионов. Но при этом вырос «средний чек» мошенничества, а схемы обмана становятся все более изощренными.
«Мы в этом году выпустили третий каталог схем мошенничества, там их около 200, и мы видим, что реализация каждой из этих схем становится возможной только благодаря доступу мошенников к персональным данным. Поэтому можно констатировать: сегодня уже не существует тайны личной жизни. Вопрос в том, как обеспечить ее в будущем», — рассказал представитель «Сбера».
У Сбербанка эффективность защиты от кибермошенников составляет 99,8%. Другими словами, из тысячи попыток мошенничества «Сбер» выявляет и останавливает 998. И большинство наблюдаемых хищений — следствие «взлома» не технологий, а человека.
«Человек сам все делает, чтобы отдать деньги злоумышленникам. Технологически защититься от этого практически невозможно. Надо разговаривать с людьми, повышать уровень их знаний о киберугрозах. Именно неосведомленность граждан об элементарных правилах кибергигиены не позволяет им противостоять изощрённым мошенническим схемам обмана», — рассказал Лебедь.
В частности, «Сбер» помогает людям и компаниям повышать киберграмотность, для чего создана библиотека знаний по кибербезопасности «Кибрарий», разработан обучающий онлайн-курс «Вселенная персональных данных: защита в интернете», доступный бесплатно всем желающим на портале «СберСова».
Выпущены видеоролики и обучающие курсы в мобильном приложении «СберБанк Онлайн», разработаны сервисы по кибербезопасности в «СберБанк Онлайн», позволяющие проверить сайт на предмет фишинга, подключить уведомления о банковских операциях близкого человека, активировать определитель мошеннических номеров и сделать многое другое.