Обязательства «Аэрофлота» перед «ВТБ Лизингом» превысили $2 млрд

До 2030 года группа «Аэрофлот» должна выплатить «ВТБ Лизингу» 169 миллиардов лизинговых платежей (или около 2,29 миллиарда долларов) за 67 самолетов. С 2020-го «дочка» ВТБ уже не раз переносила свои требования по выплатам от авиакомпании, пострадавшей в пандемию.
В эту сумму входит задолженность в размере 164,5 миллиона долларов еще за первое полугодие 2020 года, а также все лизинговые платежи будущих периодов. По словам гендиректора лизингодателя Дмитрия Ивантера, все арендные платежи сейчас осуществляются в соответствии с утвержденными графиками. В беседе с РБК он отметил, что стороны не планируют каких-либо значимых пролонгаций и реструктуризаций, однако возможны дополнительные переносы платежей в рамках общего срока погашения до конца 2023 года с целью дополнительной поддержки группы «Аэрофлот» в низкий сезон.
В 2021 году портфель группы «Аэрофлот» сократился в связи с погашением части лизинговых платежей, сообщил представитель пресс-службы ВТБ. Объем изменений он не уточнил.
На «ВТБ Лизинг» приходится 19% парка группы «Аэрофлот» (67 из 351 самолета). Последний самолет в рамках контракта «ВТБ Лизинг» поставила группе в 2018 году, он вернется лизингодателю в 2030-м. В этом же году авиаперевозчик должен погасить все обязательства.
По последним данным Росавиации, всего «Аэрофлот» эксплуатирует 186 бортов, «Россия» — 121, «Победа» — 44. Помимо лайнеров «ВТБ Лизинга», «Аэрофлот» эксплуатирует самолеты других российских лизингодателей — ГТЛК, ВЭБа, «ПСБ Лизинга» и «Сберлизинга». В «ПСБ Лизинге» сообщили, что у «Аэрофлота» перед компанией нет задолженностей.
В 2020 году пассажиропоток «Аэрофлота» на фоне пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений упал на 50,3%, до 30,2 миллиона человек. Выручка группы сократилась на 55,4%, до 302,2 миллиарда рублей. Ее чистый убыток составил 123,2 миллиарда рублей. В 2019 году чистая прибыль компании достигала 13,5 миллиарда рублей. Авиакомпании пришлось договориться с лизингодателями по переносу и реструктуризации платежей. При переносе арендных платежей лизинговые компании учитывают не только финансовое состояние авиакомпании, но и перспективы перевозчика сохранить бизнес и в конечном итоге выплатить реструктурированные платежи.
Согласно отчету «Аэрофлота», общая сумма денежных платежей группы по аренде за 2020 год составила 88,9 миллиарда рублей. Это на 33% меньше, чем было в 2019 году. Общий долг «Аэрофлота» на 31 декабря 2020-го увеличился на 31,1% и составил 751,9 миллиарда рублей. При этом существенная часть долговых обязательств группы — как раз обязательства по договорам лизинга самолетов и авиадвигателей. На конец прошлого года ее лизинговые обязательства составляли 662,5 миллиарда рублей. Из них 126,8 миллиарда рублей планировалось оплатить в 2021-м, остальные 535,7 миллиарда рублей — начиная с 2022 года.