Top.Mail.Ru

Операторы выступили за допуск на сеть частных локомотивов из-за дефицита инвестпрограммы РЖД

11.12.202010:38

Правительство вернулось к обсуждению массового допуска на сеть частных локомотивов, чтобы покрыть дефицит масштабной инвестпрограммы ОАО «РЖД». Сторонники использования частной тяги отметили, что это позволит снизить затраты РЖД как минимум на 50 миллиардов рублей в год, пишут «Коммерсант» и РБК. 

Владельцы крупных железнодорожных операторов на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова предложили дать им право эксплуатировать локомотивы для перевозки грузов на путях общего пользования. Таким правом сейчас обладает только монополия. Операторы отметили, что РЖД сможет сократить половину затрат на парк — минимум 50 миллиарда рублей в год. В свою очередь, частные компании смогут выполнять услуги вместо монополии. 

«Мы считаем целесообразным привлечение частных инвестиций в обновление парка тягового состава», — сообщил РБК представитель НЛМК, принадлежащей Владимиру Лисину.

По словам собеседника издания, компания предлагает допустить использование частных локомотивов на путях РЖД только на немассовых маршрутах, где нет узких мест железнодорожной инфраструктуры.

РЖД ежегодно тратит от 50 до 150 миллиардов рублей на закупку локомотивов для перевозки грузов. Обновление необходимо для удовлетворения спроса на грузоперевозки. Дефицит инвестпрограммы российской компании в 2021–2023 годах оценивается в 890 миллиардов рублей, до 2025 года — 1,2 триллиона рублей.  РЖД планируют покрыть его с помощью господдержки. В частности компания рассчитывает на взнос в уставный капитал в 2022 году в размере 289 миллиарда рублей. Однако средства от государства поступят, если правительство посчитает необходимой реализацию комплексного плана модернизации инфраструктуры.

Операторы долгие годы просят РЖД предоставить им право эксплуатировать локомотивы на путях общего пользования. У ряда операторов, в том числе «Трансойла», «Нефтетранссервиса», «Балттранссервиса»,есть собственный парк магистральных локомотивов. Они могут эксплуатировать его только на ограниченных направлениях. 

При этом законодательство позволяет использовать собственные поездные формирования (СПФ), не принадлежащих РЖД, на сети. Для этого необходимо ежегодно продлевать документы на СПФ.

Однако РЖД всего выступали против допуска частных компаний на рынок локомотивной тяги. В компании опасаются, что они могут забрать все себе высокодоходные грузы и выгодные направления. На собрании у Белоусова 10 декабря представитель РЖД отметил, что предоставление таких прав частным компаниям приведет к снижению эффективности железнодорожного транспорта и создаст дополнительную нагрузку на пропускную способность инфраструктуры. В результате это приведет к удорожанию перевозки для потребителей услуги. 

Собеседники «Коммерсанта» отметили, что экономика перевозок у СПФ не хуже, чем у РЖД. Однако не во всех случаях она оправдана, например,  при перевозках угля на дальние расстояния она непригодна. Экономика зависит от длины маршрута и типа груза. 

Впрочем, три источника издания отметили, что в качестве другого источника финансирования инвестпрограммы РЖД рассматривали продажу крупнейшего оператора РФ. Речь идет о Федеральной грузовой компании, у которой 129,4 тысячи вагонов. Однако серьезность этих намерений, как и оценка предложения, пока не ясны. 

Еще по теме