Top.Mail.Ru

Отели и рестораны заявили о катастрофическом дефиците персонала

29.09.202111:50
Фото: Александр Авилов/Агентство «Москва» Фото: Александр Авилов/Агентство «Москва»

Гостиницы, рестораны, а также розничная торговля столкнулись со значительным дефицитом кадров в 2021 году из-за пандемии коронавируса. Спрос на персонал в сегменте HoReCa (отели, рестораны и кафе) вырос с января по сентябрь более чем в два раза к аналогичному периоду прошлого года. Однако число соискателей на эти вакансии в течение года только уменьшается. 

С января по сентябрь работодатели предлагали 54,5 тысячи вакансий в сегменте HoReCa согласно данным HeadHunter. В ритейле востребованность персонала выросла на 55%, до 883,6 тысячи вакансий. При этом за эти девять месяцев конкуренция в данных сегментах по России снизилась: в HoReCa — на 65%, до двух человек на место, в рознице — на 23%, до одного человека на место.

Директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Наталья Данина пояснила РБК, что в ритейле хронический дефицит персонала по разным причинам наблюдается всегда. Однако строительство, транспорт, логистика и HoReCa  столкнулись с этой проблемой только в 2021 году. 

По ее словам, наиболее острый дефицит персонала испытывают гостиничный и ресторанный рынки. В пик первой волны пандемии на фоне заморозки найма и сокращений в мае 2020-го на место претендовали 16 человек. Сейчас конкуренция провалилась до 1,7 резюме. 

Генеральный менеджер отеля «Гельвеция» в Санкт-Петербурге Юнис Теймурханлы подтвердил, что ситуация с дефицитом персонала худшая за последние пять лет. По его словам, из-за нехватки мигрантов «провалилось» нижнее звено так называемого линейного персонала: подсобные рабочие, мойщики, грузчики багажа. Это 60% персонала отеля. Он отметил, что на этих позициях россияне, как правило, не работали. 

Обострился также дефицит горничных. Ситуация доходит до того, что при высоком объеме продаж номера просто некому убирать. При этом уровень зарплат в гостиничной отрасли вырос за последний год в среднем на 10–30%, но отельерам это не помогло. 

«Профессия горничной не считается престижной: молодые люди сегодня хотят работать за другие деньги, и вряд ли можно предположить, что люди с высшим образованием пойдут на эту работу», — отметил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. 

Он добавил, что многие мигранты, которые работали до пандемии, не смогли вернуться в Россию. Кроме того, на рынке происходит перераспределение труда: ряд отраслей, например стройка или ритейл, готовы платить сотрудникам больше, чем гостиницы. При этом тарифы в гостиницах формируются в зависимости от уровня спроса и конкуренции, о стабильном и предсказуемом спросе говорить пока не приходится. 

Рестораны, в свою очередь, не могут обеспечить стабильную занятость сотрудникам, которым нужно оплачивать учебу, кредиты и кормить семью, отметил основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов. По его словам, нежелание людей работать в этой сфере обусловлено еще и тем, что любые ограничения, связанные с пандемией, начинаются именно с ресторанов. Издержки рестораторов на зарплаты, а значит, и растущую себестоимость блюд заложить в конечную стоимость смогли только рестораны высокого ценового сегмента.