Переход стран БРИКС+ и СНГ к цифровому банкингу может принести им до $81 млрд в год
Банковским системам стран БРИКС+ и СНГ следует готовиться к переходу на цифровой или экосистемный банкинг. Этот переход может принести странам объединений до 81 миллиарда долларов ежегодного дохода.
При этом Россия и Китай могут стать первыми в мире странами, перешедшими на уровень банкинга будущего, пришли к выводу аналитики консалтинговой компании «Яков и Партнеры» совместно с Центральным университетом на основе анализа банковских систем 31 государства. Речь идет о процессах, повышающих доступность банковских услуг, улучшающих качество финансовых сервисов, усиливающих роль регулирующих органов.
Всего можно выделить пять стадий банкинга, говорится в сообщении компании. Это базовый банкинг, развивающийся банкинг, цифровой банкинг, экосистемный банкинг и банкинг будущего. Переход банковской системы со стадии на стадию увеличивает ROE в среднем на 2,5–3 процентных пункта.
Стадии банкинга будущего пока не достигла ни одна из стран. Ее отличительной чертой станет комплексное внедрение технологий, фундаментально меняющих принципы работы банковской системы. Решающую роль в этом будут играть Центральные банки стран, внедряющие новые инструменты — RTP, ЦВЦБ и открытые финансы.
Россия и Китай могут стать первыми в мире странами, перешедшими на уровень банкинга будущего. Эта стадия характеризуется внедрением новых инструментов – RTP, ЦВЦБ и открытых финансов. Только в России внедрение ЦВЦБ в розничном секторе сулит банкам ежегодный доход в размере от 0,3 до 0,7 миллиардов долларов, а развитие открытых финансов может ежегодно приносить российской банковской системе до 1,6 миллиарда долларов США.
Как отметил соавтор исследования, партнер «Яков и Партнеры» Дмитрий Ангаров, открытые финансы снижают преимущества больших банков перед небольшими.
«Благодаря этой модели небольшие игроки с согласия клиентов могут получать доступ к данным крупных банков, где у клиентов открыты счета. Мировые лидеры в этой сфере сейчас — Великобритания и Австралия, которые внедрили открытые финансы в 2016–2018 гг. В России планируется запустить модель открытых финансов в 2025 году», — рассказал эксперт.
Заместитель директора центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Сергей Панфилов обратил внимание на растущую роль центробанков, которые становятся инициаторами и лидерами трансформаций, фокусируются на улучшении доступности и качества банковских услуг для клиентов. Так, в России ЦБ успешно внедрил СБП и активно развивает проект цифрового рубля, который сейчас находится на стадии тестирования.
В связи с этим, считают авторы исследования, центробанкам рассматриваемых стран надо будет решать три крупных задачи.
-
Пересмотреть требования к комплаенсу с целью развития механизмов, которые обеспечат удаленную идентификацию и проверку легитимности платежей и переводов, в том числе трансграничных, в режиме реального времени.
-
Установить прозрачные правила игры, особенно в сфере защиты и обработки персональных данных, что снимет барьеры, сдерживающие повышение персонализации услуг.
-
И, наконец, эффективно управлять развитием технологической инфраструктуры.