GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
рейтинги

Популярность российских онлайн-кинотеатров в 2021 году выросла на 40%

Фото: Коммерсант/Легион медиа Фото: Коммерсант/Легион медиа

Выручка российских видеосервисов в первом полугодии 2021 года увеличилась на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что темпы роста упали в сравнении со средними показателями прошлого года, поступления составили 18,3 миллиарда рублей.

При сохранении текущей динамики по результатам текущего года можно ожидать роста рынка до 39 миллиардов рублей. Такой прогноз сделало аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг».

Прибыль онлайн-кинотеатров от пользовательских платежей составила 16,3 миллиарда рублей, а реклама принесла еще два миллиарда рублей. 80% всех доходов составляют подписки, при этом количество подписчиков за первые полгода выросло на 17% — до 9,4 миллиона человек.

Лидеры рынка

По итогам первого полугодия 2021 года изменилась также и тройка лидеров игроков рынка. Первое место по-прежнему занимает ivi с 29%, а на второй позиции оказался сервис «Кинопоиск, который принадлежит компании «Яндекс». В прошлом году он занимал четвертую позицию в рейтинге, а в этом переместился на второе с 16%. «Кинопоиск» потеснил принадлежащий «Сберу» онлайн-кинотеатр Okko (15%) на третье место, а на четвертом месте оказался видеосервис Megogo (7,4%). Пятую строчку разделили Amediateka и Start — по 6,8%.

Выручка лидера рынка ivi по сравнению с первым полугодием прошлого года выросла на 32%. При этом ivi является лидером рынка и по размеру аудитории – количество уникальных пользователей онлайн-кинотеатра составляет более 49 миллионов. Количество подписчиков видеосервиса увеличилось по сравнению с первым полугодием прошлого года на 31% и достигло 2,3 миллиона.

Доходы онлайн-кинотеатра Okko упали на 13% по сравнению с 2020 годом. При этом количество подписчиков на конец первых шести месяцев составило 1,5 миллиона. Компания привлекла дополнительное финансирование от «ВТБ Капитал», заключила эксклюзивный контракт до 2025 года с продюсерской компанией «Среда» на производства оригинального контента и сделку с Paramount на контент видеосервиса Paramount Play. Как следует из данных «ТМТ консалтинга», упало и время просмотра в Оkko. Снижение показателей аналитики связали с тем, что видеоплатформа стремится привлекать подписчиков качественным контентом, а не специальными предложениями вроде льготных или бесплатных пробных периодов.

В то же время выручка «Кинопоиска» за этот период выросла в 2,5 раза. Это самый высокий показатель среди крупнейших российских видеосервисов. Своим успехом «Кинопоиск» обязан участию в единой экосистеме компании «Яндекс» — единой подписке на сервисы «Яндекс.Плюс». Помимо прочего, сервис также принимает участие в выпуске собственных популярных медиапроектов. 

Выручка видеоплатформы Megogo в первой половине нынешнего года увеличилась на 33% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А выручка сервиса Amediateka увеличилась на 40%, размер платных подписчиков вырос на 26% по сравнению с первым полугодием прошлого года. При этом увеличению аудитории способствовало расширении библиотеки за счет ожидаемых премьер — как российских, так и зарубежных.

Количество уникальной аудитории онлайн-платформы Start увеличилось в период с января по июнь нынешнего года до 25 миллионов, а количество подписчиков выросло на 60% — до 1,7 миллиона. Основной причиной роста сервиса аналитики назвали оригинальный контент — за полгода платформа предложила своей аудитории десять новых проектов собственного производства.

Что повлияло на рост рынка

Аналитики объяснили популярность онлайн-сервисов тем, что зрители привыкли смотреть фильмы в подобном формате, а также эксклюзивным контентом онлайн-кинотеатров. При этом подписка стала главной бизнес-моделью: ее доля в структуре пользовательских платежей выросла с 84% до 89%.

Среди факторов, которые отрицательно влияют на динамику роста видеосервисов, разные эксперты называют уменьшение доходов населения и «замедление проникновения платной модели видеостриминга в России», а также ценовую конкуренцию между медиаплатформами. При этом, отмечается, что осень является традиционным периодом для роста рынка — пользователи ожидают новые премьеры после сезона отпусков и в сезон новогодних праздников.

Общая аудитория онлайн-кинотеатров по итогам первого полугодия 2021 года увеличилась незначительно — с 63 миллионов до 65 миллионов, оценили в «ТМТ Консалтинге. При этом количество подписчиков на видеосервисы выросло на 17% и составило 9,4 миллиона.