Top.Mail.Ru

Прокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение CEO «Траста»

16.12.202108:19
Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Генпрокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение по делу первого заместителя президента — главного исполнительного директора банка проблемных активов «Траст» Михаила Хабарова. Следствие инкриминировало ему хищение 845 миллионов рублей у совладельца самого крупного грузового перевозчика России ГК «Деловые линии» Александра Богатикова. 

«По моей информации, Генпрокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение по делу Хабарова и вернула материалы его дела обратно в СК, который и занимался расследованием по этому делу», — сообщил ТАСС его адвокат Владимир Слащев. 

Срок домашнего ареста у Михаила Хабарова истекает 30 декабря. После возврата дела его могут не продлить.

Как пишет «Коммерсант», первому заместителю генерального прокурора Анатолию Разинкину хватило десяти дней (максимальный срок для оценки работы следствия — 30 суток), чтобы вернуть 70 томов уголовного дела в главное следственное управление СКР. Надзор пришел к выводу, что расследование провели неполно, а обвинение не соответствует материалам дела. 

По информации издания, решению предшествовало требование об устранении нарушений, которое Разинкин направил 13 октября по тому же делу первому зампредседателя СКР Эдуарду Кабурнееву. По словам Слащева, в требовании прокурора говорилось, что в основе расследования лежит гражданско-правовой спор, искусственно переведенный в уголовную плоскость.

Кроме того, надзор нашел противоречия в показаниях Богатикова и квалификации деяния обвиняемого. Так, глава «Деловых линий» утверждал изначально, что передавал Михаилу Хабарову 845 миллионов рублей для решения проблем своей компании, которую СКР и ФСБ обвиняли в уклонении от уплаты налогов. Однако уголовное дело прекратили в связи с погашением недоимки. После этого обвинил Хабарова в мошенничестве. 

В Генпрокуратуре отметили, что СКР не дал должной оценки показаниям потерпевшего. Если деньги передавали для подкупа должностных лиц, то Богатиков не может быть потерпевшим по уголовному делу о взятке (ст. 290 УК РФ). А если речь идет о мошенничестве, то это доказывается только словами главы «Деловых линий».

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что омбудсмены неоднократно обращали внимание главы Следственного комитета на признаки процессуальных нарушений в деле Хабарова. По его словам, уровень ведомственного контроля за следствием необходимо повысить. 

Хабарова арестовали в октябре 2020 года. В ноябре того же года Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следователя о смягчении меры пресечения Хабарову. Это произошло после того как глава Центробанка Эльвира Набиуллина обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации и изменить меру пресечения финансисту. В настоящий момент он находится под домашним арестом. Само дело тогда передали для расследования в центральный аппарат Следственного комитета России.

В сентябре стало известно, что Следственный комитет России закончил расследование скандального дела. Его возбудили по заявлению Богатикова. Бизнесмен утверждает, что топ-менеджер «Траста» в составе группы лиц украл у него около 900 миллионов рублей. Хабаров якобы принудил его заключить соглашение об опционе по передаче Caledor 30% «Деловых линий». 

Сам Хабаров свою вину он не признает. По его словам, у него с Богатиковым гражданско-правовой конфликт, который его оппонент превратил в уголовное разбирательство. Дело в том, что опцион не был исполнен, после чего Хабаров обратился в Лондонский международный коммерческий арбитраж. Богатиков и связанная с ним кипрская компания должны выплатить в пользу Хабарова и его фирмы на Кипре Caledor почти 60 миллионов долларов. После начала легализации решения в российском суде и было возбуждено уголовное дело против Хабарова.