Путин объявил о запуске порта «Суходол» на полную мощность

04.09.202417:09

Президент РФ Владимир Путин в ходе ВЭФ по видеосвязи принял участие в открытии на полную мощность нового специализированного порта «Суходол» в бухте Тепляковского в Приморском крае. Порт расположен на юге региона и имеет собственную железную дорогу.

При запуске проекта присутствовали зампредседателя правительства РФ — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. В 2023-м специализированный угольный терминал морского порта «Суходол» начал работу в режиме пуско-наладочных работ. Теперь, отработав все технологии, объект готов выйти на проектные показатели перевалки — 12 миллионов тонн угля в год.

Реализация проекта стала возможной благодаря партнерству ВЭБ.РФ и ВТБ в рамках Фабрики проектного финансирования. Объем вложенных инвестиций превысил 50 миллиардов рублей.

В режиме видеомоста с территории терминала президенту представили созданную с нуля инфраструктуру и новейшее оборудование, которое соответствует самым высоким стандартам стивидорного бизнеса. Порт отвечает всем требованиям экологичной перевалки угля, выбросы угольной пыли минимизированы за счет высоких ветрозащитных стенок, выполненных по спецзаказу и закрытых конвейерных лент. Весь процесс движения груза на терминале автоматизирован.

Как отметил гендиректор морского терминала Сергей Кропотов, на территории порта установлено новейшее погрузочное оборудование с общей производительностью обработки угля до семи тысяч тонн в час, построена и сдана в эксплуатацию собственная железнодорожная инфраструктура и энергетическая станция.

«Терминал предоставляет комплексную услугу по приему угля с железнодорожного транспорта, очистке от примесей, хранению и погрузке на морские суда. Проектная мощность перевалки угольного терминала составляет 12 миллионов тонн с возможностью последующего увеличения до 20 миллионов тонн в год. На данный момент все готово для выхода на проектные показатели», — заверил Кропотов.

По словам Трутнева, инвестор использовал возможности, которые дает преференциальный режим свободного порта.

«Это позволило реализовать проект в более короткие сроки и оптимизировать бизнес-модель. И сейчас порт востребован среди угольных компаний, отправляющих свою продукцию в страны АТР. При этом, в ближайшее время предполагается диверсификация работы и увеличение грузооборота порта за счет перевалки импортных грузов», — рассказал полномочный представитель президента.

Глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков выразил уверенность, что новый морской хаб станет гарантом логистической доступности и четкости для многих промышленных предприятий Дальнего Востока.

«Восточный экономический форум с первого года его проведения стал главной площадкой для запуска масштабных проектов, направленных на развитие дальневосточных регионов. И открытие нового морпорта — достойное продолжение этой традиции. Современной высокотехнологичной инфраструктурой порта занято 197 гекторов прибрежной территории», — отметил министр.

Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов указал на то, что ВЭБ.РФ свою функцию как институт развития выполнил в полном объеме, предоставив финансирование на первых этапах реализации проекта. Это наиболее сложный этап для любого крупного капиталоемкого инфраструктурного проекта, считает он.

«Всего ВЭБ.РФ принимает участие в реализации шести проектов портовой инфраструктуры общей стоимостью 408,4 миллиарда рублей и объемом участия — 96,3 миллиарда рублей. Также на стадии рассмотрения находятся три проекта общей стоимостью, превышающей 150 миллиардов рублей и объемом участия ВЭБ.РФ — 29,3 миллиарда рублей», — уточнил Шувалов.

Президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин назвал создание и модернизацию транспортной инфраструктуры одной из сильных сторон группы ВТБ.

«Мы — крупнейший инвестор в порты, объем финансирования таких проектов, а это 90 миллионов тонн перевалки, строгие экологические стандарты, новые рабочие места, достиг 200 миллиардов рублей. ВТБ стал основным кредитором Суходола, в дальнейшем мы рассматриваем возможность масштабирования проекта, в том числе за счет перевалки других грузов. Помимо уже реализованных проектов в портовой инфраструктуре, мы активно участвуем в проработке новых проектов. Рассчитываем, что они позволят диверсифицировать грузовую базу и будут способствовать развитию новых транспортных коридоров во всех ключевых бассейнах, в том числе на Дальнем Востоке», — сказал Костин.