Развитие e-commerce обсудили на Кавказском инвестиционном форуме

17.07.202421:15

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем российского рынка электронной коммерции в 2023 году составил 6 трлн рублей, а уже в 1 квартале 2024 года достиг 2 трлн рублей. Доля в обороте розничной торговли также увеличивается и сегодня превышает 13%. Однако развитие в разных регионах очень неравномерно. Развитие e-commerce в России, проблемы в этой сфере и пути их преодоления обсудили на Кавказском инвестиционном форуме. 

В ходе пленарной сессии «E-commerce: региональные проблемы и модели развития» было отмечено, что количество предпринимателей на маркетплейсах постоянно растет. В настоящий момент 80% предпринимателей, которые осуществляют продажи на Wildberries, это представители малого и среднего бизнеса. «Более 60% всей продукции на маркетплейсах — российского производства», — сообщила Яна Гомжина, куратор Южного Федерального округа совместного федерального проекта «ОПОРА-СТАРТ» и «Wildberries».

Тем не менее, как отметила проректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Ксения Екимова, показатели развития электронной коммерции очень сильно разнятся от региона к региону. Спикер привела данные, что 18% всех онлайн-продаж в России приходится на Москву и только 2,7% на Северо-Кавказский федеральный округ.

«Юг России наименее обеспечен банковскими институтами и полноценными головными офисами и филиалами. В экономической и территориальной политике надо делать акцент на то, чтобы создавались региональные центры притяжения», — считает директор института экономики и финансов Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова Магомед Таштамиров. Он также указал на низкий уровень цифровой и финансовой грамотности, особенно в удаленных регионах, что приводит к росту числа киберпреступлений.

О мерах для противодействия киберпреступикам рассказал директор по коммерции розничного бизнеса ПАО «ВымпелКом» Кирилл Ивашев. «У нас появляются продукты, которые отсеивают звонки киберпреступников гражданам. Мы сейчас видим одной из своих миссий обезопасить клиента от киберпреступников, сделать его пользовательский опыт в сети максимально безопасным», — сказал он.

Поддержка нужна не только клиентам, но и предпринимателям, отметили на форуме. В частности, председатель правления МСП Банка Иван Подберезняк затронул проблему отсутствия четких правил взаимодействия по спорным моментам между маркетплейсами и предпринимателями. Рассказал он и о мерах, которые для решения этой проблемы предпринимает Корпорация МСП — в частности, про инструмент «Сервис 360», который позволяет любому предпринимателю написать о тех проблемах, с которыми он сталкивается на маркетплейсах.

Председатель комитета по развитию предпринимательства на цифровых платформах Московского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Кирилл Пирогов рассказал про информационный онлайн-курс «Бизнес-консультант», который дает возможность людям обучиться и выйти в маркетплейс, что позволяет «безболезненно» вести свой бизнес.

На сессии обсудили также участие женщин Северного Кавказа в качестве предпринимателей на маркетплейсах. «Удаленно работать, нарабатывать предпринимательский навык и при этом вести быт, не отходя от традиций — вот та возможность, которую дают маркетплейсы» — отметила в своей речи директор по развитию сервисов Wildberries Кристина Спирева.

Спикеры отметили, что в регионах маркетплейсы начинают развивать дополнительные сервисы. Например, «маркетплейсы туристических услуг», которые при покупке товара туристической направленности могут предложить покупателю путевки на курорты, что влияет на развитие других сфер бизнеса, в том числе и оффлайн бизнеса.

Говорили на сессии и о перспективах e-commerce в России. Заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства на цифровых платформах Московского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Анастасия Литвиненко сообщила, что по данным аналитиков в 2024 году объем рынка электронной коммерции может составить до 10 триллионов рублей, а к 2026 году — превысит 15 триллионов рублей.