Top.Mail.Ru

Ректор ВШЭ назвал последствия плохой успеваемости в школе

07.06.202114:52
Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Бедность в стране связана с плохой успеваемостью школьников, которая в результате делает их «экономически неуспешными», заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам, в каждом классе есть около 25% отстающих от программы учеников.

«Есть такой термин — "образовательная неуспешность", или "образовательная бедность". Условно говоря, в каждом классе есть 30% школьников, которые не успевают», — сообщил он в интервью «Известиям». Кузьминов объяснил: «Ведь что означает доля неуспевающих в школе в 20–30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать за счет доходов от успешных работников».

Ректор ВШЭ отметил, что показатель образовательной неуспешности в России является средним по миру и сравним с показателем Бразилии или Индии. Он призвал срочно начать системную работу по исправлению ситуации.

Для этого необходимо выдавать «выравнивающие» гранты школам, работающим с большими группами детей, чьи семьи находятся в сложных экономических обстоятельствах. По словам Кузьминова, министр просвещения Сергей Кравцов уже делает это, выделяя гранты и поддерживая школы с наиболее низкими образовательными результатами. Корень образовательной неуспешности лежит в основе классно-урочной системы, сформированной еще в XVII веке, отметил ректор ВШЭ. Он пояснил, что не все дети имеют одинаковый тип мышления, кто-то отстает, а «кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно», поэтому даже самый талантливый учитель работает с «ядром класса» — с теми, кто соответствует стандартным требованиям.

Еще одной проблемой он счел домашние задания, превратившиеся в рутину для учителей и самих школьников, которые начинают выгорать. Кузьминов считает, что решить проблему помогут цифровые решения. Речь идет о цифровом помощнике учителя — интерактивном сервисе, выполняющим домашнее задание вместе с ребенком. «Цифровой ассистент учителя — реальная перспектива образования. Но, чтобы внедрить эти технологии, нужно не меньше 10 лет», — добавил ректор ВШЭ.