Роскомнадзор предложил запрашивать паспорт при регистрации в соцсетях

25.03.202108:15

Роскомнадзор предложил запрашивать у новых пользователей социальных сетей и мессенджеров, помимо телефона и электронной почты, номер паспорта и адрес проживания. 

Ведомство обсуждает изменения регулирования обработки персональных данных пользователей социальных сетей и мессенджеров. Соответствующий приказ Роскомнадзор подготовил в рамках частично вступивших в силу в марте поправок к закону о персональных данных. 

Поправки предусматривают запрет на свободное распространение информации о пользователях из открытых источников (соцсети, сайты объявлений).  С 1 июля оператор будет обязан получать согласие от пользователей о том, какие данные можно обрабатывать и использовать публично. Интернет-площадки должны обеспечить возможность такого выбора гражданам. 

Пользователь будет иметь возможность выбрать, через какую форму давать согласие на обработку данных. Он может это сделать самостоятельно (создать собственные платформы для сбора согласий) или через единую информационную систему (ЕИС) Роскомнадзора. Если он выберет ЕИС, ему придется сообщить реквизиты паспорта, адрес проживания, телефон и электронную почту. Предполагается, что данные будут проверять через «Госуслуги», которые свяжут с ЕИС.

В системе смогут также регистрироваться компании и ведомства. Они должны будут указывать ОГРН, ИНН и другую информацию.

При этом в проекте приказа не указано, какие данные должна запрашивать интернет-площадка, если пользователь выберет прохождение идентификации через систему, созданную оператором.

Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», видят риски утечек и злоупотреблений в сборе такого объема данных. Гендиректор сервиса знакомств Mamba Андрей Бронецкий считает, что социальные сети вряд ли будут использовать ЕИС Роскомнадзора. А новые пользователи, скорее всего, испугаются предложения предоставить паспортные данные.

«Ни Роскомнадзору, ни соцсетям ни к чему такой объем данных, если они не планируют передавать их правоохранительным органам или монетизировать через рекламу», — отметил эксперт «Роскомсвободы» (признана в России иноагентом) Михаил Третьяк.