Россия покроет потери ГТЛК от простоя SSJ-100 во избежание репутационных рисков
Министерство транспорта России разработало правила предоставления субсидий Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) для возмещения ее потерь от программы поставок авиакомпаниям самолетов SSJ-100 (Sukhoi Superjet 100). по льготной лизинговой ставке. Проект постановления правительства РФ размещен для публичного обсуждения на портале regulation.gov.ru.
В пояснительной записке к документу говорится, что за последние пять лет ГТЛК приобрела 44 Sukhoi Superjet 100, из которых 43 поставила в лизинг авиакомпаниям «Ямал», «Азимут», «ИрАэро», «Якутия», «Северсталь» и прекратившей деятельность несколько лет назад «БурАл». Однако за время их эксплуатации «были выявлены проблемы технического характера, связанные с конструктивными особенностями». Из-за этого коммерческая эксплуатация самолетов оказалась невозможна. Sukhoi Superjet 100 простаивают, поэтому арендаторы ГТЛК отказываются от внесения арендной платы, пишет «Интерфакс».
На конец мая просроченная дебиторская задолженность ГТЛК составляла 2,6 миллиарда рублей. В частности, «Ямал» не выплатил более 1 миллиарда рублей, «ИрАэро» – 933 миллиона рублей, «Якутия» – 421 миллиона рублей, «Азимут» – 231 миллион рублей.
В пояснении Минтранса говорится, что, согласно закону, арендодатель должен предоставить арендатору имущество в состоянии, которое соответствует условиям договора. Если обнаружатся недостатки, арендатор вправе потребовать их устранения, возмещения своих расходов на это или соразмерного уменьшения арендной платы. Также он может претендовать на досрочное расторжение договора. ГТЛК допускает, что арбитражные суды в случае подачи исков расторгнет договоры аренды Sukhoi Superjet 100 из-за их недостатков.
Из-за этого ГТЛК придется подавать иски к производителю самолетов ПАО «Корпорация "Иркут"» чтобы вернуть SSJ-100 и возместить свои убытки. «Ввиду большого внимания российских СМИ к ходу реализации данного проекта в российских региональных авиакомпаниях, подобная ситуация крайне негативным образом скажется на дальнейшей реализации программы "Сухой Суперджет 100" в целом, а также повлечет за собой существенные репутационные потери как для ГТЛК, так и для производителей отечественной авиационной техники», – говорится в пояснении.
Если же ГТЛК получит субсидии, то ей не придется подавать в суд. В 2020 году на эти цели планируется направить до 3,5 миллиардов рублей. Деньги найдут за счет перераспределения средств, котоые были заложены в бюджете на текущий год для поддержки продаж ГТЛК другого продукта отечественного авиапрома – широкофюзеляжных самолетов Ил-96-400М.