Шесть тысяч россиян попросили признать их банкротами
Сумма долгов россиян, подлежащих списанию по процедуре внесудебного банкротства, достигла более двух миллиардов рублей с момента запуска этой процедуры в сентябре 2020 года. Об этом заявил замглавы Минэкономразвития Илья Торосов.
По его словам, с момента появления процедуры внесудебного банкротства в сентябре 2020-го по ноябрь 2021 года ею воспользовались шесть тысяч человек. При этом общая сумма безнадежных долгов, заявленных гражданами к списанию, превышает два миллиарда рублей. На текущий момент от обязательств на 1,23 миллиарда рублей уже освободилось более 3,5 тысячи человек. По оставшимся заявлениям еще не прошел шестимесячный срок, по истечении которого их долги также будут списаны.
Замминистра в беседе с «Известиями» добавил, что по итогам ноября доля запущенных процедур от общего количества обратившихся в МФЦ увеличилась до 54%. Годом ранее этот показатель достигал 30%. Руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин подтвердил, что доля возбужденных процедур к поданным заявлениям действительно выросла. По мнению эксперта, это произошло за счет сокращения количества отказов. Их причинами, как правило, становится несоответствие заявлений граждан двум критериям: завершенности исполнительного производства в связи с неимением имущества и отсутствию начатых производств после закрытия предыдущих. По оценке «Федресурса», в завершенных процедурах средняя сумма долга составляет 351,4 тысячи рублей.
В Сбербанке отметили, что процедуру досудебного списания долгов проходит около тысячи человек. Роста числа клиентов, заявляющих о невозможности выплатить долги, не зафиксировали также в ПСБ, РНКБ, Росбанке, «Открытии», Райффайзенбанке и «Зените».
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльман Мехтиев считает, что количество банкротств в рамках внесудебной схемы остается довольно низким. По его данным, сейчас задолженность перед финорганизациями в пределах от 50 до 500 тысяч рублей есть примерно у 42% заемщиков.
Эксперты считают, что каждая вторая заявка от потенциального банкрота сейчас отклоняется из-за слишком жестких условий. По их мнению, все производства должны быть закрыты, а исполнительные листы возвращены взыскателям.