Российские правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей
В России авторы и правообладатели теряют 8,5 миллиарда рублей в год, даже несмотря на то что российский стриминг растет на 40% в год, то есть в два раза быстрее общемирового. Об этом заявили в Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ), полагающей, что к 2030 году потери правообладателей вырастут до 11 миллиардов рублей в год.
В АМИ оценили ущерб, который наносит авторам и правообладателям широкое распространение генеративной музыки с учетом динамики роста музыкальной индустрии. Сегодня основные каналы распространения музыкального контента — стриминговые сервисы, публичное исполнение, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. В АМИ считают, что урегулировать отношения между авторами охраняемого контента и ИИ-индустрией мог бы законодатель.
Выпадающие доходы правообладателей связаны с правовыми коллизиями, которые еще не устранили не только в России, но и по всему миру. Речь идет о настройке нейросетей, в ходе которой используются самые разные объекты и в том числе охраняемый контент.
По словам гендиректора АМИ Валерия Дробыша, пока что ИИ-индустрия фактически игнорирует интересы авторов. «На сегодняшний день все крупные нейросети так или иначе настраивают, "скармливая" им объекты авторского права без согласия правообладателей, что является прямым нарушением их прав. Судебные разбирательства между правообладателями и владельцами ИИ идут по всему миру не первый год, и количество резонансных дел растет в геометрической прогрессии», — подчеркнул он.
Другой стороной проблемы Дробыш считает то, что из года в год наблюдается увеличение доли генеративных произведений, использующихся в коммерческих целях различными пользователями. При этом сегодняшние убытки правообладателей уже являются крайне весомыми и, по всем прогнозам, будут только расти.
«Пострадает и их доход от фоновой музыки, объем которой составляет около 80% от всех доходов за публичное исполнение — потери составят в среднем около 2,5 миллиарда рублей в год. Итоговый ущерб, который понесут авторы и правообладатели от генеративного музыкального контента, можно оценить на горизонте до 2030 года в размере 11 миллиардов рублей в год», — добавил Дробыш.