На российском арт-рынке резко выросло число шедевров искусства

28.12.202213:36

Эксперты международной платформы Bidspirit, где проходит около 99% всех российских онлайн-торгов искусством, подвели итоги 2022 года. Аналитики назвали снижение продаж в отечественном сегменте незначительным. Основной причиной послужило обострение геополитической ситуации в традиционно высокий для арт-рынка сезон — феврале, марте и сентябре.

В уходящем году в России аукционные дома через площадку Bidspirit реализовали порядка 232 тысяч предметов искусства, что на 11 тысяч меньше значения прошлого года. Емкость рынка относительно 2021-го снизилась на 12% и составила 88 миллионов долларов. Цена среднего аукционного чека удержалась на уровне 7 тысяч долларов.

При этом в 2022 году на российском арт-рынке заметно выросло количество крупных шедевров искусства, которые раньше могли уйти на зарубежные площадки. Спрос к ультрадорогим лотам остался стабильно высок, отмечают эксперты.

«Мы оказались в ситуации, когда бизнес замкнулся на внутреннем рынке. Это оказало как негативное, так и позитивное влияние. Если раньше коллекционеры предпочитали международные аукционы, то сейчас они тестируют не менее интересные отечественные. Постепенно закрома будут открываться, все чаще на торги будут выходить вещи, связанные с первыми именами. Уже сейчас это стало заметно на примере живописи и графики. По всей видимости, тенденция продолжится в 2023 году», — комментирует президент Bidspirit Александр Киселевский.

Он также отметил, что на качество предложения на российском арт-рынке в 2022 году в том числе повлияло появление новых серьезных игроков. В пример Киселевский привел «Аукционный дом Клуба коллекционеров графики». В этом году дом выступил организатором торгов коллекцией икон музыканта Александра Липницкого, которая ушла за 15 миллионов рублей. В декабре «Аукционный дом Клуба коллекционеров графики» представил редкую акварель Карла Брюллова. Ее стоимость на аукционе взлетела более чем в три раза, до 7 миллионов рублей.

Помимо живописи и графики, особой популярностью в этом году пользовались изделия из фарфора и кости. Говоря о декоративно-прикладном искусстве, результаты не сильно отличаются от общих тенденций рынка. Так, в 2021-м объем торгов «Русской эмали», крупнейшего в этом сегменте аукционного дома, вырос на 30%, однако начиная с февраля этого года продажи сократились на 20%. 

«Формирование цены на русское искусство происходит не только за счет внутреннего рынка, но в и том числе за счет внешнего. Качественные предметы, как и раньше, продаются хорошо, можно даже сказать, что интерес к ним вырос в условиях внешних ограничений. Пострадал сегмент недорогих, более «эмоциональных» покупок. Сейчас покупатели стараются относиться к покупке более рационально», — поясняет основатель аукционного дома «Русская эмаль» Владимир Лабазов.

Специалисты рынка считают, что большинство крупных предложений в 2022 году стало «вынужденным». Тем не менее значительная часть коллекционеров пока старается придержать лучшие лоты у себя, рассчитывая на более выгодную продажу в будущем.