«Ростех» и партнеры пошли на мировую с наследниками Босова по спору о порте Вера
Арбитражный суд Москвы отложил рассмотрение иска «Порта Вера Холдинг» (ПВХ), через который «Ростех» с партнерами владеет 50% угольного порта Вера в Приморье, к другому акционеру — управляющей компании «Востокуголь», подконтрольной наследникам миллиардера Дмитрия Босова. ПВХ требовала продать ему 16,7% по номинальной стоимости (3,34 тысячи рублей) в рамках договора об опционе. Сейчас они могут получить этот порт, а также Огоджинский угольный комплекс в Якутии, возместив наследникам погибшего бизнесмена исторические затраты, пишет РБК.
Как следует из материалов суда, стороны договариваются о мирном урегулировании спора. Они обратились в судебном заседании с письменными ходатайствами о том, чтобы отложить судебное разбирательство.
Собеседники издания, близкие к разным сторонам спора, сообщили, что «Ростех» с партнерами и наследники Дмитрия Босова, покончившего с собой, близки к заключению более широкого соглашения. Оно не ограничивается одним портом Вера. Помимо него, они также могут получить и Огоджинский угольный комплекс в Якутии. В обмен наследники миллиардера получат сумму более 10 миллиардов рублей на строительство порта и угольного комплекса. Однако, по информации источников, в одно строительство порта Вера «Востокуголь» вложил 100–150 миллионов долларов (7,6–11,4 миллиарда рублей).
Основанием для реализации опциона и подачи иска ПВХ послужила смена акционеров «Востокугля», также владеющего 50% порта. Эту компанию основал Александр Исаев, а с 2014 года его равноправным партнером стал Дмитрий Босов. Однако в апреле 2020 года Босов уволил Исаева после конфликта со всех постов в компании. Его обвинили в хищениях и превышении полномочий. Исаеву пришлось продать свою долю в компании. Через месяц Босов покончил с собой.
ПВХ мог инициировать процедуру реализации опциона с момента, когда узнал о смене контроля, при условии, что изначальная структура контроля над продавцом не была восстановлена в течение 30 календарных дней после такой смены контроля. Однако «Востокуголь», который стал принадлежать вдове Босова — Катерине*, отказался исполнять опцион добровольно.
Кроме того, Исаев оспорил продажу ранее принадлежавших ему 50% «Востокугля». Наследники Босова подали апелляцию на это решение, рассмотрение которой запланировано на 8 декабря. Ранее знакомый Исаева сообщил, что, восстановив долю в «Востокугле», сможет предложить наследникам Босова обменять ее на доли в порту Вера и Огоджинском проекте. Планировалось, что порт Вера и Огоджа войдет в единый кластер с Эльгинским проектом Альберта Авдоляна, который возглавил Исаев.
В «А-Проперти», принадлежащей Альберту Авдоляну, летом прошлого года сообщили, что компания вместе с давним партнером Сергеем Адоньевым (они вместе основали телекоммуникационного оператора Yota, совладельцем которой был и «Ростех») намерены создать промышленный кластер на Дальнем Востоке, в который войдут Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК), Эльгинское месторождение, а также порт Вера и угольный проект Огоджа. Авдолян уже получил контроль над ЯТЭК, скупив его долги, а также получил 100% Эльги, выкупив доли у «Мечела» и Газпромбанка. Однако представитель «А-Проперти» не упомянул, как в компании намерены получить порт и угольный комплекс.