«Русал» выделит наиболее «грязные» активы в отдельную структуру
Один из крупнейших в мире производителей алюминия «Русал», основанный Олегом Дерипаской, решил выделить активы с более высоким углеродным следом в отдельную структуру. Как сообщили журналу «Компания» в «Русале», такой шаг позволит каждой из двух компаний сосредоточиться на реализации собственных стратегий развития. Продолжением этих изменений станет смена названия компании на AL+.
«Русал» сфокусируется на укреплении своих позиций как крупнейшего производителя алюминия с низким углеродным следом. Каждая из компаний сосредоточится на реализации собственной стратегии развития в интересах акционеров. Переименование компании должно утвердить годовое собрание акционеров, которое пройдет 24 июня.
Распределение активов между компаниями
Название новой структуры производитель алюминия пока не раскрывает. Известно, что она сконцентрируется на развитии внутреннего рынка и реализации масштабной программы экологической перестройки предприятий, объявленной в апреле. Ее крупнейшими активами станут российские глиноземные заводы (Ачинский, Богословский, Уральский, Пикалевский), а также и алюминиевые заводы (Братский, Иркутский, Новокузнецкий, Волгоградский и Кандалакшский). Среди добывающих активов — «Боксит Тимана» и Северо-Уральский бокситовый рудник.
Значительную часть старых электролизных мощностей планируют перестроить и перевести на самую современную технологию с использованием обожженных анодов.
В свою очередь, AL+ продолжит экспортировать алюминий в страны с высокими требованиями к экологии, в том числе Европу и США. В нее войдут алюминиевые заводы (Kubal, Красноярский, Хакасский, Саяногорский, Тайшетский, Богучанский). В числе глиноземных заводов окажутся Aughinish (Ирландия), Николаевский (Украина), форма QAL (Австралия), EurAllumina (Италия), Фригия (Гвинея) и Windalco (Ямайка). Среди добывающих активов — Kindia (Гвинея), Dian Dian (Гвинея) и BCGI (Гайана). Кроме того, в AL+ также будут включены предприятия дивизиона Даунстрим (производство фольги, автомобильных дисков, порошков и т. п.).
«AL+ сфокусируется на достижении целей в рамках объявленной программы Net Zero, и далее продвигая продукцию с низким углеродным следом под брендом Allow. А новая компания сконцентрируется на долгосрочной программе модернизации мощностей», — отметил председатель совета директоров «Русала» Бернард Зонневельд.
Он выразил надежду, что разделение активов с разным углеродным следом будет способствовать увеличению капитализации и расширит возможности развития обеих компаний.
Зеленая стратегия
В последнее время способ выделения «грязных» производств в отдельные структуры стал популярен у российских компаний. Они заинтересованы в улучшении показателей ESG для доступа к финансированию и спросу инвесторов. Этот индекс рассказывает инвесторам о стратегии компании, условиях труда сотрудников и том, как предприятие заботится об экологии. По данным британской аудиторско-консалтинговой компании EY, сегодня 97% инвесторов ориентируются на индекс ESG, принимая решения, куда вложить деньги.
Так, в январе 2021 года от углеродоемких активов избавилась En+ Group. В нее, помимо UC Rusal, входит также энергокомпания «Евросибэнерго». Она перевела угольные теплоэлектростанции в Байкальскую энергетическую компанию и избавилась таким образом от углеродоемких активов.
Стоит отметить, что новое название «Русала» — AL+ — напоминает бренд ее головной структуры — холдинга En+. Обе компании в апреле 2018 года попали под санкции США. На тот момент их контролировал миллиардер Олег Дерипаска. Ограничения сняли в январе 2019 года. Это произошло, после того как Дерипаска сократил свою долю в компаниях до уровня ниже контрольной. Сам миллиардер продолжает находиться под персональными санкциями США.
В начале 2021 года крупнейший производитель стали Evraz, совладельцем которого является Роман Абрамович, также сообщил о планах выделить угольный бизнес в отдельную компанию. Эксперты считают, что это позволит компании стать более привлекательной для инвесторов, части из которых уже запрещено вкладываться в угледобычу.
Сейчас Евросоюз разрабатывает так называемый пограничный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) на импортируемые товары с высоким углеродным следом. Он заработает не позднее 1 ноября текущего года. Такая мера позволит выполнить условия Парижского климатического соглашения и облегчить конкуренцию европейским производителям. В Минприроды сообщили, что для российских предприятий-экспортеров ущерб от введения ЕС углеродного сбора на продукцию может превысить три миллиарда евро в год.
Генеральный директор «Русала» Евгений Никитин заявил в марте о программе модернизации четырех сибирских заводов компании. Речь шла о замене половины электролизов на заводах в Братске, Иркутске, Красноярске и Новокузнецке на современные. Он сообщил о программе модернизации стоимостью 5,3 миллиарда долларов правительству и попросил предоставить госгарантии проекту для привлечения средств у российских банков.
Тогда Никитин объяснил, что введенные в 2018 году против компании санкции США ограничивают ее доступ к рынку заемного финансирования. Помощник президента предложил принять необходимые решения для выделения госгарантий «Русалу» начиная с 2022 года. В апреле президент России Владимир Путин в ходе Федерального собрания заявил, что компания получит госгарантии, необходимые для экологической модернизации.