Top.Mail.Ru

Рынок электронной коммерции в B2B за год вырос на 20%

24.03.202218:36
Фото: пресс-служба «РАЭКС-Аналитика» Фото: пресс-служба «РАЭКС-Аналитика»

В 2021 году объемы межкорпоративных торгов на онлайн-площадках выросли на четверть по сравнению с допандемийными значениями. При этом конкуренция среди поставщиков остается высокой: среднее число участников электронных закупок возросло до 4,8. 

Такой вывод содержится в исследовании рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика», которое презентовали на ежегодной конференции «Электронные торговые площадки России: кто есть кто». По данным исследования, спад, связанный с пандемией, не оказал сильного влияния на электронные торговые площадки (ЭТП) в стране. В 2020 году объем закупок снизился на 5,6% к уровню предыдущих 12 месяцев. Но это снижение бизнес смог нивелировать уже в первой половине 2021 года, по его итогам выйдя в плюс на 20-25%.

Кроме того, как подчеркивают в «РАЭКС-Аналитике», на рынке закрепились ковидные достижения по повышению конкурентности закупок: число поставщиков в среднем в течение 2021 года выросло с 4,7 до 4,8.

Пандемия стала мощным стимулом для прихода крупных заказчиков на электронный рынок. Причем большой прирост произошел за счет увеличения числа частных и иностранных заказчиков: число негосударственных игроков, проводящих электронные закупки, выросло на восемь процентных пунктов и достигло 88%. При этом 78% компаний проводят в онлайне более 80% всех закупок.

В числе сегментов, которые могут демонстрировать стабильное развитие, — реализация на онлайн-площадках имущества корпоративных игроков. «Электронные торги имуществом компаний составляли не более 8% совокупного оборота торгов, проводимых на крупнейших ЭТП, а выручка от этих услуг не превышала 4% от совокупной выручки», — говорится в исследовании.

По словам вице-президента АО «Росгеология» Евгения Князева, ситуация в закупках изменилась: сегодня не поставщики бегают за заказчиками, а заказчики за поставщиками. 

«Одна из крупных компаний ежегодно составляет карту технологической зависимости производства от зарубежной продукции: в 2015 году в ней было 10 тысяч позиций, а в феврале 2022-го осталось всего 615. Остальное заменили - где-то вполне достойно, где-то с допусками по цене или качеству. Но сейчас поставщики резко прекратили отгрузки, так как сами столкнулись с отсутствием иностранных комплектующих, и в карту снова вернулись практически 3 тысячи позиций», — подчеркивает эксперт. 

Князев уверен, что «западозамещенных» поставщиков следует искать в Турции, ОАЭ, стран ЕАЭС и Уругвае. «Фирмы в этих странах готовы — им надо просто открыть дверь», — говорит эксперт. 

Чем быстрее ЭТП перестроятся и поддержат конкурентную среду своими техническими и финансовыми инструментами, тем быстрее будут решены вопросы с поставками и их собственным выживанием в новых условиях. 

Во многом будущее рынка межкорпоративной электронной коммерции определяется и изменениями в законодательстве. По словам гендиректора ЭТП «ТЭК-Торг» Дмитрия Сытина, прошедший год показал, что нужно повышать гибкость регуляторной системы. «По сообщениям поставщиков видно, что на многие изменения на рынке, прежде всего ценовые, система не способна оперативно реагировать. Например, происходит рост цен на рынке стройки, металла. А строительные госконтракты посчитаны по старым ценам. Это приводит к тому, что застройщики несут убытки или банкротятся, либо стройки останавливаются, либо отсутствуют заявки на новые процедуры закупок», — сказал он.

Сытин уверен, что в отношении ЭТП следует включать регуляторную гильотину: контролировать расход бюджетных средств или коррупционные риски можно другими методами, а не процедурным регулированием, порождающим огромные накладные расходы. 

«В регионах огромная ротация специалистов, которые занимаются закупками, потому что зарплаты небольшие, а сложности огромные. Осуществление закупок по 44-ФЗ требует прохождения специального обучения и сопряжено с высокой административной ответственностью. Как следствие — высокая ротация, а это затраты всей системы на поиск, обучение…», — заключил Дмитрий Сытин.