Рынок Retail media в России к 2029 году достигнет рекордных 900 млрд рублей

Рынок Retail media (RM) в стране к 2029 году увеличится втрое и достигнет рекордных 900 миллиардов рублей. К этому времени Россия закрепится среди мировых лидеров индустрии, опережая Европу и США по доле этого сегмента на рекламном рынке и уступая лишь Китаю.
К такому выводу пришли эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» в аналитическом партнерстве с Retail Rocket Group и «Яндексом». Они изучили текущую ситуацию и перспективы рекламных возможностей розничных ритейлеров. Анализ показал, что индустрия демонстрирует стремительный рост: в 2024 году ее доля составила более 20% от общего рекламного рынка, что на 6% выше мирового среднего.
По мнению экспертов, в RM следует включать всех игроков рынка, реализующих товары и услуги на собственных площадках как в онлайн-, так и в офлайн-формате и предоставляющих возможности охватного и performance-продвижения на собственных и партнерских платформах с использованием уникального инвентаря и цифровых технологий и с задействованием больших данных.
Речь идет о маркетплейсах, e-commerce-площадках, традиционных ритейлерах с онлайн- и офлайн-магазинами, сервисах, агрегаторах и классифайдах. При этом из периметра RM следует исключать кобрендинговые форматы в сторонних каналах, таких как ТВ и наружная реклама, а также маркетинговые услуги, например размещение данных ритейлера на сторонних площадках.
Как отметил партнер «Яков и Партнёры» Денис Довганич, за последние пять лет рынок Retail media в России, представляющий цифровые рекламные услуги ритейл-площадок, вырос в 300 раз и достиг рекордных 300 миллиардов рублей в 2024-м. «По нашим оценкам, рынок RM в стране продолжит расти уверенными темпами, а его объем может увеличиться еще втрое уже к 2029 году и составить 900 миллиардов рублей», — отметил он.
Одним из ключевых факторов роста стала трансформация потребительских привычек россиян. Пандемия COVID-19 ускорила переход медиапотребления в онлайн, а интернет-шопинг стал не только удобным способом приобретения товаров, но и частью цифрового досуга. Изменения также затронули рекламный рынок: после ухода международных медиакомпаний бюджеты перераспределились в пользу российских площадок, а дефицит рекламного инвентаря способствовал увеличению доли RM с 5% в 2022-м до 20% в 2024-м. При этом на фоне снижения рентабельности традиционного ритейла RM стал одним из наиболее прибыльных инструментов монетизации с чистой маржинальностью до 90%.
Сегодня около двух третей традиционных российских ритейлеров уже внедрили технологии RM и получают от них доход. Специализированные ритейлеры ожидают, что их доходы от RM удвоятся в течение следующих пяти лет, а доля RM в их общем товарообороте может составить около 5%.
Эксперты считают, что в этих условиях Россия с высокой долей вероятности может занять лидирующие позиции на мировом рынке RM, опережая Европу и США и уступая только Китаю, где доля RM к 2029 году может достичь 40%. Для сравнения: в РФ через пять лет показатель составит 30%.
Одним из ключевых трендов ближайших лет станет объединение нишевых игроков в мультиритейл-платформы, а также использование сторонних технологий для запуска своих RM-платформ. Хотя на российском рынке доля доходов RM, получаемых ритейлерами, использующими сторонние решения, пока не превышает 5%, она продолжает активно расти за счет подключения новых игроков и расширения их присутствия.
«Лидерами рынка станут те, кто сможет создать масштабируемую экосистему с единым окном управления рекламными кампаниями, прозрачной аналитикой и предиктивными моделями эффективности», — считает гендиректор Retail Rocket Group в России Павел Мысин.
Вместе с тем основной сегмент RM по-прежнему останется за маркетплейсами, хотя их доля в России (сейчас 96%) в перспективе пяти лет снизится до уровня 79–92%, как в ведущих зарубежных странах. В то же время продуктовый ритейл демонстрирует значительный потенциал роста, фиксируют эксперты.