Top.Mail.Ru

РЖД запросили 17 млрд рублей у бюджета из-за роста цен на металл

03.08.202112:25
Иллюстрация: «Ко» Иллюстрация: «Ко»

Глава РЖД Олег Белозеров впервые за шесть лет с момента назначения на эту должность попросил у государства субсидию на 17 миллиардов рублей. Такую необходимость в монополии обусловили ростом цен на металл и введением экспортных пошлин. Однако аналитики не увидели оснований для выбора такого мощного инструмента, как субсидии. Не меньше их озадачила запрашиваемая сумма.

Письмо с просьбой оказать господдержку Белозеров направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову, пишет «Коммерсант». В нем говорится о росте цен на металлургическую продукцию, который, по утверждению топ-менеджера, продолжился во втором квартале. 

В результате удорожания затраты, в том числе на строительные работы на БАМ-2, выросли сверх рассчитанных по итогам первого квартала 40 миллиардов рублей. По оценке Белозерова, на строительство и реконструкцию объектов железной дороги во втором полугодии понадобится дополнительно 10–12 миллиардов рублей. 

Кроме того, из-за введения вывозных пошлин на металлопродукцию основной поставщик рельсового проката Evraz до конца 2021 года повысил отпускные цены на площадке «Евраз ЗСМК» на 27%, или шесть миллиардов рублей. По словам Белозерова, это привело к поставкам рельсовой продукции в сокращенном объеме.

Суммарное удорожание глава РЖД оценил в 17–19 миллиардов рублей из-за роста цен на металлопродукцию, в том числе 1,2 миллиарда рублей операционных затрат. По этой причине он попросил предоставить компании субсидию или взнос в уставный капитал ОАО «РЖД» на 17 миллиардов рублей. 

В качестве альтернативного выхода из ситуации он предложил изменить тарифы. Речь идет об изменении принципа индексации железнодорожных тарифов до конца 2025 года таким образом, чтобы в его основе лежал не ИПЦ, а индекс ценового давления. Так, по его словам, тарифы в 2019–2021 годах проиндексировали на 11%. При этом индекс ценового давления на расходную часть бюджета вырос на 16%, или более чем на 57 миллиардов рублей.

По информации издания, Белозеров с момента назначения на должность главы монополии в 2015 году никогда не просил у государства прямых субсидий. Этим активно занимался его предшественник Владимир Якунин. Согласно одной из версий, это и стало поводом для его отставки. 

Источник газеты, знакомый с позицией РЖД, сообщил, что монополии, как и прежде, не требуются субсидии на операционную деятельность. Он объяснил необходимость компенсации затрат «беспрецедентным и непрогнозируемым ростом цен на материалы, необходимые для выполнения планов капитального ремонта и нового строительства».

В свою очередь, глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не увидел реальных оснований для запроса на субсидии. Он предположил, что менеджмент РЖД в условиях прямого вмешательства правительства в работу компании, в особенности «проблемного» проекта по расширению БАМа и Транссиба, не справляется с задачами по повышению доходов и расширению грузовой базы.

РЖД предлагали ввести новый принцип индексации тарифов на перевозку грузов в июне. В компании считают, что индексировать тариф нужно в привязке к динамике промышленных, а не потребительских цен. Они в большей степени отражают структуру затрат. При этом речь идет о введении более сложного индекса, который будет включать изменение цен в различных отраслях промышленности (например, индекс цен на топливо, строительство и электроэнергию).

Правительство с 1 августа ввело временные экспортные пошлины на черные и цветные металлы. Срок их действия заканчивается 31 декабря 2021 года. Таким образом власти планируют изъять у металлургов около 160 миллиардов рублей. За пять месяцев действия меры бюджет может получить от экспортных пошлин на черные металлы 113–114 миллиардов рублей и около 50 миллиардов рублей — от цветного металла. 

Первый вице-премьер Андрей Белоусов назвал эту сумму «незначительной частью» (порядка 20–25%) сверхприбыли, которую металлурги получили от благоприятной конъюнктуры на рынках мира.