Top.Mail.Ru
рынки

S7 заявила о монополизации рынка международных авиаперевозок

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Авиакомпания S7 и крупнейший аэропортовый холдинг «Новапорт» заявили о непрозрачности и неравномерности выдачи разрешений для выполнения международных рейсов. Игроки рынка обеспокоены тем, что большинство полетов за рубеж выполняет только один авиаперевозчик — «‎Аэрофлот». Компании направили жалобы в Минтранс.  

Сейчас S7 не может выполнять регулярные полеты ни по одному международному маршруту из Москвы, заявил представитель авиакомпании в беседе с РБК. По его словам, право полетов отдано «другому перевозчику». Его имя не называется. 

Издание также ознакомилось с письмом игроков рынка, направленным 26 марта главе Росавиации Александру Нерадько и министру транспорта Виталию Савельеву. 

В нем S7 просит допустить компанию к выполнению международных рейсов по шести направлениям. В частности, речь шла о полетах из Москвы в Ташкент и Берлин. Письмо было направлено на следующий день после возобновления авиасообщения с Узбекистаном и Германией. На сегодняшний день все рейсы из Москвы в столицы этих стран выполняет «Аэрофлот‎». 

«Новапорт» (входит в AEON Романа Троценко), который объединяет 22 российских аэропорта, заявил еще об одной проблеме — «перекосе» в сторону аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга. Доля столичных аэропортов в международном трафике до пандемии составляла 66,6%, а сейчас она возросла почти до 70%.

«Это идет вразрез с утвержденной политикой [правительства] по развитию авиационных маршрутов, минуя Москву, и перевозок», — говорит представитель холдинга «Аэродинамика».

Проблема недопуска

В условиях пандемии коронавируса решения о возобновлении международного авиасообщения принимаются оперативным штабом. Они зависят от эпидемиологической ситуации в России и других странах, сообщают в Минтрансе. Тем не менее оперштаб не выбирает авиакомпании и аэропорты для выполнения рейсов за рубеж — этим занимаются Минтранс и Росавиация. 

Сегодня почти все допуски к международным полетам получает «‎Аэрофлот», пишет РБК. В апреле авиакомпания выполняла примерно 190 международных рейсов в неделю из Москвы, рассказал собеседник издания в одной из крупнейших авиакомпаний. В то же время у S7 было только 23 рейса, у «Уральских авиалиний» — 20, у Nordwind — девять, у лоукостера «Победа» (входит в «‎Аэрофлот») — всего четыре.

По данным Транспортной клиринговой палаты, доля «Аэрофлота» в перевозке по международным направлениям в январе -— феврале 2021 года составила 35%. Представитель «Аэрофлота» Михаил Демин заявил изданию, что распределение частот по открытым направлениям входит в компетенции регулятора. 

Такое положение не устраивает большинство игроков рынка. В S7 обеспокоены из-за угрозы окончательной монополизации международного рынка авиаперевозок. В компании призвали вернуться к механизмам допуска к международным воздушным линиям, действовавшим до пандемии.  

О проблеме непрозрачности правил выдачи допусков на международные рейсы говорил ранее гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. «Все вручную как-то рулится, непонятно. Правила в том, что правил нет», — сказал он. 

Планы «Аэрофлота»

Как писал журнал «Компания», эксперты считают, что новая стратегия развития «Аэрофлота», представленная в июле, может привести к переделу российского авиарынка. Согласно ей, перевозчик планирует оставить за собой все международные и межконтинентальные полеты в премиум-сегменте. Все социальные направления отдадут авиакомпании «Россия». Она будет выполнять рейсы на Дальний Восток, в Калининград и Крым по субсидируемым тарифам на отечественных самолетах SSJ и МС-21, чье производство дотирует правительство.

Предполагается, что к 2028 году у компании будет 235 таких самолетов из 250. Это значит, что другим игрокам придется либо сильно сокращать свою долю на рынке авиаперевозок, либо массово банкротиться. В наиболее сложном положении окажутся крупные частные федеральные перевозчики, один из которых — S7, второй по величине после «Аэрофлота», отмечал в беседе с «Компанией» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. 

По его словам, трафик S7 подходит для поглощения «Победой», но сделать это непросто из-за подушки безопасности S7 и возможности кредитоваться. Кроме того, S7 дает возможность для конкуренции с лоукостером. «S7 пережила не один кризис, ее бизнес-модель эффективнее, чем у “Аэрофлота”. У нее прекрасная кредитная история, почти нет долгового давления. Если не будет административного давления, она сможет перекредитоваться», — подчеркивает Гусаров.

Потери отрасли

После ограничения международного авиасообщения в марте 2020 года российские компании потеряли порядка 125 миллиардов рублей. Большая часть убытков пришлась на «Аэрофлот» — 96,53 миллиарда рублей. За ним следуют «Уральские авиалинии» с убытком в 5,85 миллиарда  рублей. 

На сегодняшний день Россия восстановила авиасообщение с 29 странами. По некоторым направлениям полеты были ограничены.  В частности, приостановка полетов в Турцию, объявленная 12 апреля, обойдется российским перевозчикам в 17 миллиардов рублей выручки. По прогнозам аналитиков, снятие большинства ограничений и расширение внутренних перевозок не поможет рынку восстановиться в 2021 году. 

Осложняет ситуацию и непрозрачный подход к распределению международных частот,  считает директор Infomost Consulting по исследованиям и разработкам Алексей Синицкий. По его словам, такой механизм искажает существующую структуру рынка международных перевозок. Это приведет к еще большим убыткам авиакомпаний и аэропортов, что, в свою очередь, скажется на ценах на авиабилеты.