Счетная палата предупредила о рисках повторения топливного кризиса
Россия может столкнуться с риском повторения топливного кризиса 2018 года. Следующий рост розничных цен на топливо может привести к социальной напряженности в стране.
«В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновения социальной напряженности», — привел выдержку из годового отчета Счетной палаты (СП) РБК.
В Минэнерго в ответ сообщили, что приняли меры для сдерживания роста розничных цен на бензин и дизтопливо. Планируется также обеспечить топливом регионы и сохранить доходность АЗС.
Ситуация на рынке топлива
Весной 2018-го россияне увидели резкий рост цен на бензин на фоне увеличения мировых цен на нефть. Три года назад стоимость бензина в России выросла на 9,4%. Буквально за месяц топливо на заправках подорожало выше уровня инфляции почти в пять раз. Россияне покупали бензин на биржах в складчину, чтобы сэкономить. Некоторые регионы активно бастовали в попытках добиться понижения цен.
Общественный резонанс оказался настолько сильным, что правительству пришлось вмешаться и в экстренном режиме принимать меры для стабилизации ситуации на рынке. Власти снизили акцизы на топливо, ввели специальную надбавку к ним и дали возможность применять экспортные пошлины в размере 90% на нефтепродукты.
Кроме того, правительство было вынуждено договориться с крупными нефтеперерабатывающими предприятиями о заморозке цен на топливо. Нефтяники не должны были повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране. Весенние договоренности позволяли довольно продолжительное время сдерживать цены на дизель и бензин в рознице.
Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году. Тогда кабмин разработал демпферный механизм. Он достойно выполнил свое предназначение, удержав оптовые цены моторного топлива от обрушения. Демпфер позволил убрать прямую зависимость цен на АЗС от мировых котировок.
Однако демпферный механизм начал работать против нефтяников. Аудиторы СП отметили, что в конце 2020-го и начале текущего года стоимость нефти снова начала расти. Российские власти вновь приняли ряд мер по стабилизации ситуации на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов. В частности, нефтяникам порекомендовали увеличить нагрузку на нефтеперерабатывающие заводы для удовлетворения растущего спроса.
Формула цены на бензин
В Счетной палате считают, что стабилизации также поспособствуют корректировка демпфирующего механизма и решение увеличить минимальный уровень продажи топлива на бирже. Скорректированный за счет изменения формулы демпфер в нефтянке заработает с 1 мая 2021 года. Базовая цена для внутреннего рынка, прописанная в демпфере, должна снизиться с 56 300 до 53 600 рублей за тонну, писал ТАСС.
Эксперты уверены, что в росте цен виноват демпфирующий механизм, который ранее успешно контролировал ситуацию на топливном рынке. Сейчас цены в демпфере индексируются на 5% ежегодно до 2024 года включительно. Но нефтяники считают, что нынешний механизм не всегда учитывает реальную ситуацию на рынке, поэтому такая индексация опережает темпы инфляции.
Опасность демпфера заключается в том, что он может навсегда закрепить фактор непрерывного подталкивания оптовых цен вверх. Этим фактором является индикативная цена, которая, согласно Налоговому кодексу, будет прирастать из года в год темпами в 5%.
Демпферный механизм работает так: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза. При очень низких, наоборот, они должны заплатить в бюджет. Но с начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпферного механизма, росла быстрее розничной. Между тем она не должна превышать темпы инфляции. В результате рентабельность АЗС сильно упала, и нефтяники попросили ее изменить.
По словам вице-премьера Александра Новака, корректировки в формуле демпферного механизма позволят удерживать цены на бензин на АЗС в пределах инфляции.