Top.Mail.Ru

СМИ нашли связь между кризисным положением «Нобель Ойл» и банком «Рублев»

03.08.202012:25

Нефтяной холдинг «Нобель Ойл» мог попасть в кризисную ситуацию в связи с банкротством банка «Рублев», выяснил журнал «Компания». Банк, принадлежавший задержанному ранее председателю совета директоров и президенту «Нобель Ойл» Григорию Гуревичу, лишился лицензии в 2018 году. 

30 июля о задержании Гуревича сообщили в пресс-службе Басманного суда. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Фигурантом этого же дела является его партнер — бывший член совета директоров банка «Рублев» Сергей Шаповалов.

Группа «Нобель Ойл» включает две добывающих компании — ЗАО «Колванефть» и ЗАО «НефтУс» — и компанию-оператора ООО «НК Нобель Ойл». Собственником 100% в «Нобель Ойл», по данным «Контур.Фокус», числится жена Гуревича Вера Артякова. Ей же принадлежит 55% в ЗАО «НефтУс», которое, в свою очередь, владеет 75% ЗАО «Колванефть». С 2009 года акционерами группы стали государственный инвестфонд China Investment Corporation и гонконгская инвестгруппа Oriental Patron.

Чистая прибыль «Колванефти» на конец 2019 года, по данным «Контур.Фокус», составила 1 милллиард рублей, «НефтУс» — 271,3 миллиона, чистый убыток «НК Нобель Ойл» составил 11,7 миллиона. Однако, согласно искам банков, долговая нагрузка группы превышает видимую прибыль в 6,4 раза.

Весной 2019-го Сбербанк подал иски в Арбитражный суд Республики Коми с исками о банкротстве «Колванефти» и «НефтУса» из-за долга в более чем 5 миллиардов рублей. В феврале 2020 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «ЮниКредит Банка» ко всем трем нефтяным компаниям группы «Нобель Ойл» и взыскал с них более 3,1 миллиарда рублей. 

В «Рублеве» Гуревичу принадлежало около 96% акций. В июне 2018 года Центробанк отозвал у банка лицензию, заявив, что его бизнес-модель «была ориентирована на привлечение денежных средств населения и их размещение в активы неудовлетворительного качества». 4 апреля 2019 года Агентство по страхованию вкладов заявило в СК о хищении имущества банка и его преднамеренном банкротстве. Через несколько месяцев после этого было возбуждено уголовное дело о хищении 98 миллионов рублей у банка, в рамках которого были задержаны Гуревич и Шаповалов.

По данным «Ко», прямой связи между критическим положением «Нобель Ойл» и банком «Рублев» нет, однако в 2015 году, когда, по версии СК, Гуревич и Шаповалов вывели из банка почти 100 миллионов рублей, Platts отметило резкое ухудшение положения независимых нефтяных компаний.

Еще осенью 2014 года Гуревич стал искать покупателей на «Нобель Ойл» в связи с падением цен на нефть и выходом из капитала китайских партнеров. Однако сделка так и не состоялась, что и побудило менеджмент группы решить проблемы за счет «Рублева», считают собеседники «Ко» на рынке.

Подробнее об этом читайте в материале «Нобелю не хватило Рублев».