Top.Mail.Ru

Спрос на бензин и дизельное топливо в России превысил уровень 2019 года

08.12.202109:29
Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

В Министерстве энергетики России сообщили о полном восстановлении спроса на основные виды автомобильного топлива вслед за ростом экономической активности населения и бизнеса. В этом году потребление бензина и дизтоплива в стране превысит значения допандемийного 2019 года.

Так, по данным ведомства, за 11 месяцев 2021 года на внутренний рынок поставили 33,3 миллиона тонн бензина. Это на 4,7% больше, чем в аналогичном периоде 2019-го. Поставки дизельного топлива выросли до 35,9 миллиона тонн, что на 4% выше показателей позапрошлого года. 

При этом рост спроса на внутреннем рынке продолжится, прогнозируют в Минэнерго. К этому приведут повышение качества топлива (в первую очередь дизтоплива), а также борьба с суррогатами. 

В консалтинговой компании «Петромаркет» согласны с тем, что спрос на автомобильное топливо в этом году превысит уровень 2019 года. По оценке компании, за десять месяцев потребление бензина выросло на 1%, до 29,9 миллиона тонн, дизельного топлива — на 2%, до 32,9 миллиона тонн. При этом увеличение выпуска бензина растет медленнее, чем его потребление. За тот же период НПЗ произвели 33,5 миллиона тонн бензина и 66,2 миллиона тонн дизтоплива. Это всего на 0,7% и 2,2% соответственно превышает показатели 2019 года.

Потребление растет, несмотря на удорожание бензина. В 2021-м, по данным Росстата, оно оказалось самым значительным с 2018 года. По состоянию на 29 ноября с начала года бензин и дизтопливо на заправках подорожали в среднем на 8,5%. При этом накопленная инфляция составила 7,5%. В 2018-м цены выросли на 9,4%, а правительство решилось на создание топливного демпфера. При этом его разрабатывали для диапазона цен на нефть в 40–60 долларов за баррель, в ноябре этого года цены превышали 85 долларов за баррель.

Впрочем, к концу года общий рост цен на АЗС может оказаться ниже 8%. В оптовом звене цены на бензин вернулись к значениям начала 2021-го из-за сокращения экспортной альтернативы и низкого спроса в зимний сезон. Однако цены на зимнее дизтопливо поднялись. В оптовом звене они приблизились к 64 тысячам за тонну, что недалеко от максимальных значений.

Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов допустил, что рост потребления происходит из-за увеличения использования личного транспорта и такси в условиях ограничений на авиаперевозки и передвижения на поездах. По его оценке, в целом спрос на независимых АЗС находится на уровне 2019 года, но его структура изменилась — увеличилось использование бензина АИ-95 в ущерб АИ-92. Он считает, что покупатели стали чаще переходить на АЗС крупных нефтекомпаний из-за скидок. У независимых операторов нет возможности для дисконта. 

Российский топливный союз (объединяет розничных операторов топливного рынка) в октябре снова обратился к премьер-министру страны Михаилу Мишустину из-за сложной ситуации с ценообразованием на топливном рынке. Президент РТС Евгений Аркуша  заявил, что независимый ритейл находится под угрозой банкротства и исчезновения.