Стали известны три варианта расширения БАМа и Транссиба
РЖД рассматривает три варианта расширения БАМа (Байкало-Амурской магистрали) и Транссиба (Транссибирской магистрали) на третьем этапе их модернизации.
Возможные параметры вариантов третьей очереди развития БАМа и Транссиба узнал «Коммерсант». Источник издания, знакомый с планами РЖД, рассказал, что одна из схем расширения БАМа предполагает дополнительный вывоз 16,6 миллиона тонн угля с Эльгинского месторождения. Для этого потребуется перестроить участок магистрали Улак — Комсомольск.
При этом подходы к портам Ванино-Совгаванского узла и участки западнее Улака не затрагиваются. В рамках этого варианта РЖД проложат дополнительные 553 километра путей. Стоимость работ по этой схеме оценивается в 332,6 миллиарда рублей.
Согласно второму сценарию, пропускная способность БАМа должна быть увеличена до 210 миллионов тонн к 2030 году. Такая схема предусматривает не только вывоз 16,6 миллиона тонн эльгинского угля на порты Ванино, но также 13,4 миллиона тонн грузов на порты Приморья. В этом случае РЖД потребуется проложить дополнительно 1,1 тысячи километров вторых главных путей на БАМе, помимо 553 километров «эльгинской» части. Расчетная стоимость работ в этом сценарии составит уже 1,22 триллиона рублей.
Третья схема самая дорогая. Она предполагает строительство инфраструктуры с расчетом на грузопотоки в объеме 240 миллионов тонн. Этот сценарий включает уже масштабные работы на БАМе и Транссибе. Кроме того, он предполагает строительство путей в обход Хабаровска, моста через Амур и второго Кузнецовского тоннеля.
В общей сложности предполагается проложить еще 1,45 тысячи километров вторых главных и свыше 800 километров третьих путей. Такой проект обойдется в 2,55 триллиона рублей, с учетом «эльгинской» части — в 2,89 триллиона рублей.
Эксперты считают, что 1,5 триллиона рублей за рост пропускной способности с 210 до 240 миллионов тонн — слишком дорого. По их мнению, надо искать альтернативный способ увеличения экспорта угля. Они не исключают, что строительство углехимических мощностей в Кузбассе может оказаться эффективнее для экономики, чем «такое дорогостоящее расширение Восточного полигона» (расширение БАМа и Транссиба).
«Когда на 30 миллионов тонн дополнительных грузов нужно 1,5 триллиона рублей, целесообразно задуматься о тех мероприятиях, которые, во-первых, не требуют строительных работ — увеличения мощности и эффективности работы локомотивов, веса поездов и, во-вторых, не обязательно упираются именно в железнодорожный комплекс», — отметил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Модернизация БАМ и Транссиба входит в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года. Кабмин утвердил ее в 2019 году. Увеличение их пропускной и провозной способности должно обеспечить рост грузопотока к морским портам и повлиять на структуру грузоперевозок в целом, в том числе за счет роста транзитных контейнерных перевозок. Дефицит провозных мощностей в восточном направлении остается одной из главных проблем РЖД, сдерживающих рост погрузки, так как в Азии находятся рынки сбыта металлов, удобрений, угля и зерна.
Первый этап модернизации начался в 2013 году и должен был завершиться в 2017-м, но его перенесли на 2020 год, а затем и на 2021-й. Общий объем финансирования до 2024 года составит около 780 миллиардов рублей. Вместе с тем в РЖД допустили, что второй этап модернизации Восточного полигона может подорожать из-за стремительного роста цен на металл.
В марте президент России Владимир Путин заявил, что РЖД могут выделить средства из Фонда национального благосостояния на расширение инфраструктуры восточного участка БАМа. Кроме того, инвестпрограмму РЖД поможет финансировать ВЭБ. Корпорация должна выкупить в 2022 году допэмиссию префов компании на 82 миллиарда рублей.