Top.Mail.Ru

Стало известно, кто на фармрынке заработал больше других

13.08.202113:29
Иллюстрация: «Ко» Иллюстрация: «Ко»

На ситуации с COVID-19 заработали все участники фармацевтического рынка. Проект API «Контур.Фокуса» решил выяснить, у кого прибыль оказалась больше других на фоне пандемии. Наиболее успешными стали лаборатории и медцентры, предлагающие сделать тест на COVID-19. 

Производители вакцины «Спутник V»

Аналитики проанализировали, как менялась прибыль у компаний, имеющих удостоверение на производство вакцины «Спутник V». Несмотря на умеренный рост выручки, по итогам 2020 года показатель чистой прибыли вырос только у двух организаций — «Биокад» и «Р-фарм». При этом говорить о том, что рост напрямую связан с вакциной, нельзя — компании параллельно продолжали производство и других фармпрепаратов.

Так, прибыль медицинской компании «Биокад» в прошлом году увеличилась на 70%, до 12,2 миллиарда рублей. В 2019-м она была 7,1 миллиарда рублей. У компании «Р-Фарм» рост составил 49% — с 12,2 миллиарда до 17,9 миллиарда рублей. Выручка «Биокада» в 2020 году оценивалась в 33,3 миллиарда рублей (+38%), «Р-Фарм» — в 120,5 млрд (+46%).

Среди аутсайдеров по прибыли стали такие производители, как фармацевтическая фирма «Лекко» из Владимирской области. Падение прибыли составило 74%. Среди антилидеров также оказались «Фармстандарт — Уфимский витаминный завод» (прибыль упала на 37%) и «Биннофарм» из Зеленограда (рост убытков 18%). 

Эксперты отметили, что из семи производителей вакцины «Спутник V» данные доступны только о пяти. Так, в открытом доступе нет информации о выручке и прибыли «Медгамал» Центра им. Гамалеи. Еще один официальный производитель вакцины, компания «Генериум», планирует приступить к производству только в этом году.

Коммерческие лаборатории и медцентры

Прибыльным 2020 год оказался также для коммерческих лабораторий и центров, делающих тесты на COVID-19. По сравнению с 2019 годом лаборатории и медцентры увеличили показатели по выручке на 85% — с 108,7 миллиона до 200,7 миллиона рублей. Уровень прибыли вырос в семь раз с учетом доходов от реализации франшиз. Медианная прибыль показала рост на 600% (с четырех до 27,8 миллиона рублей).

Средняя выручка увеличилась на 44% (с 610,1 миллиона до 880,4 миллиона рублей), а средняя прибыль — на 159% (с 65,0 до 168,3 миллиона рублей).

Самый большой рост прибыли эксперты отметили у московской клиники «АрхиМед». Показатель вырос на 10 111%, с 21,9 миллиона рублей в 2019 году до 2,2 миллиарда рублей в 2020-м. 

На втором месте оказалась лаборатория «Литех». Ее прибыль увеличилась на 8296% (с 10,9 миллиона до 916,7 миллиона рублей). На третьем — московский филиал сети лабораторий «Инвитро» (6013%). Прибыль выросла с 17,5 миллиона рублей до 1,7 миллиарда рублей. 

«АрхиМед» также стал лидером по росту выручки (+2964%). На втором месте — петербургский «СОГАЗ» Профмедицина» (+419%), на третьем — федеральный «Лабквест» (+346%). При этом, согласно официальным данным о финансовых показателях компании, убытки «Лабквеста» составили 13,9 миллиона рублей.

Аптеки и аптечные сети

Выручка аптек и аптечных сетей изменилась незначительно, зато существенно выросли показатели прибыльности. Медианная выручка увеличилась с 22,2 миллиона до 24,4 миллиона рублей (10%). Средняя выручка подскочила со 121,8 миллиона до 126,8 миллиона рублей (на 4%). Медианная прибыль — с 324 до 584 тысяч рублей (на 80%), средняя прибыль — с 887,2 тысячи до 2,05 миллиона рублей (на 131%).

Лидером стала «Мелисса-Фарм» (Воронеж). Компания увеличила показатели по прибыли на 1 500 178% (с 58 тысяч до 870,1 миллиона рублей). На втором месте оказалась «Радника» (Владивосток). Рост составил 3703% (с 388 тысяч до 14,7 миллиона рублей). Тройку лидеров замкнула «Фармленд» из Уфы. Прибыль подросла на 2011% (с восьми миллионов до 169,9 миллиона рублей).

Руководитель проекта API «Контур.Фокуса» Елена Катаева отметила, что на ситуации с COVID-19 заработали все участники фармрынка. Исключением не стали и компании, у которых по итогам 2020 года чистая прибыль пошла на спад. По ее словам, отсутствие рентабельности может указывать на разные сценарии. Так, например, компании могли понести серьезные затраты на обновление оборудования или взять кредит на покрытие сопутствующих расходов. 

«Без сомнения, все заинтересованы в том, чтобы обеспечить бесперебойную и качественную работу при росте спроса на их услуги и повысить конкурентоспособность на рынке COVID-услуг. Такие компании могут показывать минусовую прибыль, пока не отобьют вложенные средства и не выйдут на уровень безубыточности. Обычно в подобных случаях речь идет о долгосрочных инвестициях, которые можно окупить в течение нескольких лет», — отметила Катаева.