Суд арестовал активы «Русагро» и ее акционеров на 22 млрд рублей
Арбитражный суд Саратовской области наложил на активы агрохолдинга «Русагро» и имущество его акционеров Вадима Мошковича и Максима Басова обеспечительные меры в размере 21,9 миллиарда рублей. Арест провели в рамках дела о банкротстве одного из предприятий масложирового холдинга «Солнечные продукты», который перешел к «Русагро» в 2019-м.
«Русагро» привлекли к субсидиарной ответственности по долгам фирмы «Волжского терминала». Ранее она входила в состав масложирового холдинга «Солнечные продукты» (входил в ГК «Букет» Владислава Бурова). Ей принадлежат маслоэкстракционный завод, речной терминал и элеватор. «Русагро» приобрело права требования Россельхозбанка к «Солнечным продуктам» на сумму 34,7 миллиарда рублей несколько лет назад. После этого началось банкротство активов холдинга.
Летом 2019-го «Волжский терминал» признали несостоятельным. В рамках процедуры банкротства «Русагро» в 2021 году выкупило его имущественный комплекс за 11,5 миллиарда рублей. Однако конкурсный управляющий «Волжского терминала» Иван Басков и еще один кредитор компании — «Синко трейд» (входит в группу «Синко») — обратились в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности ее контролирующих лиц, в том числе Мошковича, Басова и самого «Русагро».
Задолженность «Волжского терминала» перед «Синко трейд» составляет порядка 200 миллионов рублей по договору поставки подсолнечника. Сумма исковых претензий не так существенна в масштабах бизнеса компании. Однако, как пояснил «Ведомостям» директор ГК «Синко» Сергей Садиванкин, без ареста денежных средств и имущества вернуть долг не получается. По его словам, «Русагро» как залоговый кредитор получает до 80% от продажи имущества. Остальные средства идут на оплату текущих расходов процедуры банкротства. Пока компания получила только 11 миллионов рублей.
Обеспечительные меры должны гарантировать покрытие оставшейся части долга за счет лиц, контролирующих должника. Садиванкин добавил, что компания удовлетворена решением суда. Под арест попали денежные средства, а также движимое и недвижимое имущество Мошковича, Басова и «Русагро» на сумму 21,9 миллиарда рублей.
Бывший гендиректор «Русагро» и акционер компании Максим Басов, в свою очередь, сообщил, что считает арест активов необоснованным. Он уверен, что в скором времени его отменят.
Эксперты, опрошенные изданием, назвали стандартной практикой арест имущества при спорах о субсидиарной ответственности. По их словам, основная цель такой меры заключается в том, чтобы препятствовать выводу активов. При этом необходимо доказать наличие такого риска, так как арест можно легко оспорить.
«Русагро» — один из крупнейших российских агрохолдингов. Помимо масложирового бизнеса, он занимается также производством сахара, свинины, растениеводством. Мошковичу принадлежит 57% холдинга, Басову — 8%. Еще одним крупным акционером компании является брат губернатора Московской области Максим Воробьев. В сентябре 2021 года его фонд Amereus Group приобрел 6,1% материнской компании группы в ходе вторичного публичного размещения (SPO) глобальных депозитарных расписок. Таким образом, доля Воробьева выросла до 10,1%.