Суд взыскал в пользу государства акции «Метафракс Кемикалс»


Арбитражный суд Пермского края решил взыскать в пользу государства 94,2% акций «Метафракс Кемикалс», признав незаконными итоги приватизации компании. Это уже не первое подобное дело в России, а в дальнейшем их количество будет расти, считает юрист.
По версии Генпрокуратуры, в 1990-х годах «Метафракс» был приватизирован незаконно. Эта процедура не могла применяться в отношении завода, производящего опасную продукцию (включая метанол), считает ведомство. Кроме того, предприятие являлось стратегическим, поэтому вопросы о приватизации должны были решить на федеральном уровне, а не региональном.
8 сентября суд удовлетворил иск Генпрокуратуры. Представители «Метафракс» в свою очередь назвали такое решение необоснованным, и намерены его обжаловать.
Случай с «Метафракс» не единичный: первой компанией, чью приватизацию суд признал незаконной, была Башкирская содовая компания. В 2020 году Арбитражный суд Башкирии истребовал в пользу государства акции БСК.
После этого Генпрокуратура стала активно подавать аналогичные иски, говорит руководитель корпоративной и налоговой практики компании «Интерцессия» Ирина Егорова. «С 2021 года таких дел насчитывается не один десяток, и рассматриваются они очень быстро. Например, решение по “Метафракс” вынесли буквально за одно судебное заседание. Их количество в дальнейшем будет расти, потому что уже сложилась устойчивая судебная практика», — говорит собеседница «Компании».
Верховный суд ранее определился с вопросом о применении срока исковой давности по таким делам: он начинается с момента, когда прокуратура узнает о допущенных при приватизации нарушениях, отмечает Егорова. Таким образом, уполномоченный орган вправе оспаривать итоги приватизации даже 30-летней давности.
Более того, не имеет значения, кому в данный момент принадлежит приватизированная компания, добавляет юрист: доли можно истребовать у любого конечного собственника, даже если он не принимал участие в приватизации.
Шансов оспорить решение суда мало, все предыдущие решения по аналогичным делам выносились в пользу прокуратуры, говорит Егорова. «Спрогнозировать, кто может стать следующим объектом судебного иска, сложно. Большинство промышленных предприятий в России когда-то были приватизированы. Безусловно, это накладывает определенные риски на их нынешних собственников», — заключила она.