Top.Mail.Ru

Топливные операторы предложили меры во избежание банкротств АЗС

12.10.202113:30
Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Российский топливный союз (РТС; объединяет розничных операторов топливного рынка) снова обратился к премьер-министру страны Михаилу Мишустину из-за сложной ситуации с ценообразованием на топливном рынке. Президент РТС Евгений Аркуша на прошлой неделе заявил, что независимый ритейл находится под угрозой банкротства и исчезновения. 

В союзе назвали диспаритет оптовых и розничных цен одной из ключевых проблем топливного рынка. В своем обращении они заявили, что за девять месяцев текущего года оптовые цены выросли на 27–30% в зависимости от марки, что в несколько раз больше величины, на которую поднялись розничные цены. Это, по их словам, привело к «хронической отрицательной рентабельности розничного ритейла». Вместе с тем ситуация может ухудшиться в следующем году из-за изменений в законодательстве.

Так, с 1 января на 4% вырастут ставки акцизов на легковые автомобили, бензин, дизельное топливо и моторные масла. Поднимется также индикативная цена (оптовая цена, которую устанавливает правительство) в формуле демпфера для бензина и дизтоплива. В свою очередь, снизятся экспортные пошлины на светлые нефтепродукты.

В РТС считают, что увеличение налоговой нагрузки будет перенесено на оптовые цены. А снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к повышению уровня экспортного паритета, влияющего на рост оптовых цен. 

Демпфирующий механизм ввели в России в 2019 году для сдерживания цен на внутреннем рынке топлива. Если бензин и дизтопливо превышают стоимость за рубежом, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы те не повышали цены в РФ. Если российские цены на топливо выше экспортных, то уже НПЗ делятся частью своей сверхприбыли от внутренних продаж с государством.

В РТС предупредили, что если этот механизм и параметры налогового маневра не скорректировать, то цены на оптовом рынке бензина могут вырасти уже в начале 2022 года. В результате многие АЗС станут банкротами. 

«Для приведения оптовых цен в соответствие с розничными и предотвращения банкротства предприятий топливного ритейла считаем необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, откорректировав параметры демпфирующего механизма и налогового маневра, а также решить ряд других давно назревших проблем», — процитировал «Интерфакс» обращение РТС к Мишустину. 

РТС выдвинул ряд рекомендаций, чтобы привести оптовые цены в соответствие с розничными. В частности, предприниматели предложили с начала 2022 года вернуться к формуле расчета демпфера по автобензину, которая действовала во второй половине 2019 года. Кроме того, они считают необходимым повысить экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, а также снизить процент роста цены на нефтепродукты, при которой демпфер обнуляется. Кроме того, они рекомендовали увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% для бензина и до 10% для дизтоплива.

Помимо этого, в РТС предложили субсидировать железнодорожные перевозки нефтепродуктов в регионы Дальневосточного федерального округа. В союзе призвали не учитывать в объемах биржевых продаж нефтяных компаний объемы, купленные на бирже в интересах вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) и аффилированных с ними предприятий в основную торговую сессию через третьих лиц.