Топливный союз предупредил о возможном росте цен на бензин на 14%
Национальный топливный союз (НТС) предложил премьер-министру Михаилу Мишустину меры по сдерживанию цен на бензин. В союзе, объединяющем владельцев независимых АЗС, отметили высокий риск выхода цен на топливо за пределы инфляции по образцу 2018 года. При худшем сценарии рост розничной стоимости может увеличиться почти до 14%.
Организация направила письмо председателю правительства Мишустину с просьбой принять дополнительные меры, чтобы не допустить топливного кризиса, пишут «Известия» со ссылкой на документ. В нем говорится, что цены на бензин с 1 декабря прошлого года по 17 марта 2021-го выросли более чем на 18,5%. Так, цена на АИ-92 достигла 53,6 тысячи рублей за тонну, а на АИ-95 — 55,3 тысячи рублей.
В НТС подчеркнули, что обычно в этот период биржевая стоимость топлива падала. Это позволяло закупать достаточные объемы в преддверии высокого весенне-летнего сезона независимым АЗС, а также транспортным и сельхозкомпаниям.
Причиной увеличения биржевых, а за ними и розничных цен, считают в союзе, стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Они растут из-за планового повышения акцизов на бензин и дизельное топливо на 4%.
Кроме того, с начала года увеличили параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. Это, в свою очередь, стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки.
Учитывая приближения к сезону повышенного спроса в конце марта, увеличивается вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2018 года. В связи с этим в НТС сделали несколько предложений, которые помогут избежать топливного кризиса в стране. В союзе считают необходимым отменить демпфер, который стал дестабилизирующим фактором для рынка.
По их мнению, также необходимы дополнительные фискальные стимулы для роста производства нефтепродуктов, увеличение нормативов обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензину и 15% по дизелю. Налоговые льготы они предложили сохранить для тех компаний, которые выполняют норматив.
О том, что Россия может столкнуться с риском повторения топливного кризиса 2018 года, ранее сообщала Счетная палата. Тогда цены на бензин взлетели из-за роста мировых цен на нефть. Правительству пришлось принимать экстренные меры для стабилизации ситуации на рынке. В результате появился демпферный механизм. Он позволил сократить влияние мировых котировок на стоимость топлива в стране. В рамках механизма государство компенсирует или изымает доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от ситуации на рынке.
В конце 2020 года и в начале 2021-го нефть в мире снова начала дорожать. В Счетной палате добавили, что власти вновь приняли ряд мер по стабилизации ситуации на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов. 10 марта решили изменить формулу демпфирующего механизма. Скорректированный демпфер в нефтянке должен заработать с 1 мая 2021 года.