Top.Mail.Ru

Троценко закажет почти 30 судов для поставки угля по Севморпути

16.02.202106:40
Иллюстрация: «Ко» Иллюстрация: «Ко»

Компании «Северная звезда», входящей в холдинг AEON Романа Троценко, потребуется 28 судов ледового класса к 2032 году для вывоза угля по Северному морскому пути (СМП). Стоимость их строительства составляет 1,4 миллиарда рублей.

В 2021 году «Северная звезда» планирует начать добычу угля на своем Сырадасайском месторождении в Красноярском крае на полуострове Таймыр. Запасы месторождения оцениваются в 5,7 миллиарда тонн. В этом году компания намерена добыть 300 тысяч тонн угля. К 2030 году добычу планируется довести до 10 миллионов тонн, пишет РБК.  

По словам губернатора Красноярского края Александра Усса, инвестиции в проект до 2025 года составят более 45 миллиардов рублей. Эту цифру он не называл на встрече с Троценко в ноябре прошлого года. 

«У "Северной звезды" есть заинтересованность во фрахте судов дедвейтом 105-110 тыс. т ледового класса Arc 5 по контракту на перевозку (take or pay) или их аренду (time-charter)», — рассказал Троценко. 

По словам бизнесмена, компания не станет заказывать корабли самостоятельно. Троценко рассчитывает найти профессионального оператора, который выполнит эту задачу. В этой роли может быть «Совкомфлот». Бизнесмен добавил, что у этого перевозчика сейчас нет флота, рассчитанного на такой тоннаж, но он может построить его в эти сроки, если будет достигнута договоренность о будущем контракте на перевозку.

Представитель «Совкомфлота» переговоры с «Северной звездой» комментировать не стал. Он отметил лишь, что компания готова рассматривать различные проекты, связанные с морской транспортировкой грузов в Арктической зоне. Однако параметры этих проектов должны соответствовать утвержденной стратегии компании. 

Компания Троценко планирует до конца 2021 года объявить тендер. С победителем заключат договор на транспортировку с гарантиями оплаты. Троценко не назвал сумму потенциального контракта. Уже у 2024 году «Северной звезде» потребуется 10 судов ледового класса для транспортировки 6,5 миллиона тонн угля по Северному морскому пути в Нидерланды, Индию, Китай, Корею и Японию. 

Согласно презентации «Северной звезды», спрос на таймырский уголь имеют индийская Somani Group, международный трейдер Trafigura и российская «Северсталь». Последняя потенциально заинтересована в покупке угля с Сырадасайского месторождения после начала добычи при условии, что качество сырья будет соответствовать потребностям компании, сообщил представитель компании. 

Стоимость каждого судна составит 50 миллионов долларов или 1,4 миллиарда долларов за 28 судов. Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов отметил, что Это выше цены судна такого класса на китайском рынке и ближе к стоимости в Европе. По его словам,  в Китае стоимость одного сухогруза такого класса находится в пределах 27-35 миллионов долларов, а в Европе — как раз около 50 миллионов долларов. 

Эксперт считает, что российские верфи не смогут построить необходимое проекту количество судов заявленного дедвейта. По его мнению, эти суда могут построить в Китае или Южной Корее.

Глава консалтинговой компании «Гекон» Михаил Григорьев напомнил, что «Совкомфлот» готовится к новому контракту с «дочкой» НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2», которая строит его второй завод по производству 19,8 млн т сжиженного природного газа (СПГ) на Гыдане.

Еще по теме