В 2024 году продажи российских ИТ-компаний на внутреннем рынке выросли на 30%

25 марта в медиа-центре «Россия Сегодня» в Москве состоялась пресс-конференция РУССОФТ «Российский рынок vs Зарубежный рынок. Где больше точек роста для ИТ-бизнеса?». Спикеры обсудили текущие тенденции и перспективы развития ИТ-отрасли как на внутреннем, так и на международном рынке, особенно в условиях ограниченности российского рынка и на фоне риска возвращения иностранных ИТ-вендоров.
Мероприятие собрало ведущих экспертов и руководителей ИТ-компаний для того, чтобы выявить ключевые точки роста и сформулировать стратегии дальнейшего развития отрасли в условиях изменяющейся глобальной экономики.
Рост внутреннего рынка для российских компаний остается значительным в последние три года: продажи российских компаний на внутреннем рынке росли более чем на 30% в год, что способствовало тому, что совокупный оборот достигнет 2,6 триллиона рублей в 2024 году по сравнению с 2 триллионами в 2023-м (по оценкам РУССОФТ). Однако, несмотря на успехи, индустрия ПО стоит перед выбором: продолжать фокусироваться на импортозамещении или активно развивать экспорт.
В 2024 году ожидается впервые за несколько лет положительная динамика показателей экспорта благодаря налаживанию работы с дружественными странами — по данным исследования РУССОФТ, объем зарубежных продаж в 2024 году впервые за три года покажет рост, экспорт вырастет на 6,6% за счет дружественных рынков. Это подчеркивает экспортный потенциал российских технологий, особенно в контексте необходимости достижения технологического суверенитета и очевидной ограниченности размера внутреннего российского рынка.
По итогам конференции, можно отметить, что у российских решений есть колоссальные возможности для выхода на международную арену, но необходимо хорошо разбираться в главных трендах конкретных рынков, иметь собственную стратегию, а также получить адекватную поддержку продвижению на зарубежные рынки со стороны нашего государства. Но в то же время остаются и широкие возможности внутри страны — даже в случае возвращения части западных ИТ-вендоров, остановить разработку наших решений уже невозможно, поэтому необходимо разрабатывать форматы преимущественного роста российской индустрии на фоне эффективного сосуществования с импортом.
Обо всем этом рассказали спикеры во время выступления на пресс-конференции РУССОФТ. Мероприятие открыл приветственным словом президент РУССОФТ Валентин Макаров, который стал модератором пресс-конференции. «Три года мы занимались импортозамещением в условиях, когда весь недружественный мир установил санкции, чтобы не позволить России использовать ИКТ для своего развития. В этой обстановке отрасль ИКТ не только выстояла, и помогла экономике страны демонстрировать рост, превосходящий рост этих недружественных стран», — отметил он.
Первый заместитель генерального директора ИТ-холдинга Т1 Дмитрий Харитонов рассказал об итогах импортозамещения, что уже заметны на ИТ-рынке. «Импортозамещение остается не просто трендом, а стратегической необходимостью для российского ИТ-рынка. Ключевые запросы бизнеса сегодня — это надежность, высокая скорость внедрения решений и полное соответствие нормативным требованиям. Особую актуальность приобретают облачные технологии, а также масштабируемые и высоконагруженные платформы, которые позволяют поддержать динамичное развитие крупных предприятий», — сказал Харитонов.
Коммерческий директор компании-разработчика инфраструктурного ПО «Базис» Иван Ермаков раскрыл тему виртуализации как одного из ключевых трендов инфраструктурного ПО. «Виртуализация – основа современной ИТ-инфраструктуры, и бизнес прекрасно понимает это, активно оптимизируя имеющиеся вычислительные ресурсы при помощи отечественных платформ. Сегодня это не просто точка роста или тренд, а база, без которой невозможна стабильная и эффективная работа компании», — считает он.
Гендиректор «МойОфис» Вячеслав Закоржевский поделился примером перехода от точечного импортозамещения к построению связной инфраструктуры на собственном опыте компании. «Productivity Suite — это смена парадигмы на рынке офисного ПО. Вендоры больше не предлагают отдельные приложения, а активно стремятся к созданию интегрированных экосистем с использованием сквозных сценариев. Это означает, что приложения должны работать вместе, как единое целое. МойОфис идет в эту же сторону: мы хотим, чтобы наши решения стали удобным, многофункциональным и надежным инструментом для решения широкого круга задач — как для российского бизнеса, так и для иностранных клиентов», — подчеркнул он.
Президент группы компаний Polymedia, сооснователь Visiology Елена Новикова поделилась оценкой рынка BI, в рамках которого есть большие возможности для роста. «В среднем прогноз роста российского рынка на этот год составляет 75,7 миллиарда рублей. С точки зрения продаж лицензий в России — порядка 9,7 миллиарда рублей. Для BI-рынка сразу важно выделить два аспекта, рынок делится на рынок услуг и рынок самих BI-платформ», — отметила она.
Исполнительный директор ICL Services Ильдар Хуснутдинов рассказал об опыте применения международных ИТ-практик на российском и мировом ИТ-рынках. «Многолетние успешные практики по работе с иностранным заказчиками, сформированные до 2022 года, применяются сегодня на проектах на рынках MENA и Балкан. Продавать российские ИТ-решения здесь для нас — это целое искусство. Так как очень важно соблюдать «правила игры» — иметь своего представителя в регионе, осуществлять локализацию продукта и его поддержку на английском языке, быть готовым инвестировать время и деньги, предоставлять высокое качество сервисов, иметь конкурентоспособный ценник», — считает он.
О стратегии российского решения для коммуникаций на международном рынке рассказал основатель и CEO супераппа для бизнеса eXpress Андрей Врацкий. «Компании, планирующей выходить на зарубежный рынок, важно в первую очередь для себя ответить на вопросы: "Чем мы лучше, почему заказчик должен выбрать именно нас?". И если ответ заключается в самом продукте, то ей просто необходимо пробовать, тестировать разные гипотезы. Мы, в этом смысле, создали уникальный продукт, готовый работать с зарубежными заказчиками, которым нужен не просто софт, а способ решить свои технологические задачи построения цифровой независимости».