В кредитной истории россиян решили учитывать рассрочки в магазинах

Объединенное кредитное бюро (ОКБ), входящее в экосистему «Сбера», планирует включать в кредитные истории заемщиков сведения о предоставленных им небанковских рассрочках. Учитывать предлагают в том числе набирающие популярность платежи с помощью сервисов BNPL (buy now, pay later; покупай сейчас, плати позже).
ОКБ прорабатывает вопрос получения данных от провайдеров сервисов беспроцентной рассрочки, чтобы внедрить новые правила оценки долговой нагрузки потребителей. Она будет учитывать не только те, что предоставляют классические кредиторы — банки и микрофинансовые организации, «но и все другие известные финансовые обременения», рассказал РБК гендиректор ОКБ Артур Александрович.
Сейчас в России применяют несколько схем покупки товаров в рассрочку:классические POS-кредиты (партнером магазина выступает банк), карты рассрочки от банков, а также сервисы BNPL (buy now, pay later; покупай сейчас, плати позже). Последние позволяют потребителям оплачивать покупки в интернет-магазинах по частям (сумма будет позже списываться с его карты равными частями с какой-то периодичностью). Именно они и привлекли внимание ОКБ.
По оценке Объединенного кредитного бюро, доля BNPL-транзакций в России сейчас составляет лишь 3% от общего объема, но может достичь порядка 150 миллиардов рублей за 2021 год. Аналогичные BNPL-сервисы в нынешнем году запустили Тинькофф Банк и «Яндекс». Обе компании подчеркивали, что не предлагают кредитование.
Между тем в ЦБ практику оформления рассрочки в магазинах не одобряют. Регулятор назвал ее недобросовестной, так как с клиентами не заключают договоров займа. По словам главы ОКБ, предварительный анализ показал, что сегмент BNPL опережает по степени риска кредитные карты и кредиты наличными.
Вместе с тем руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея отметил, что сведения об использовании некредитных BNPL-сервисов рассрочки показывают и реальную финансовую нагрузку, и склонность человека вовремя гасить долги.
«В целом BNPL-сервис обязывает клиента выплачивать определенные суммы в ближайшие периоды. Это снижает объем доступных средств и может существенно влиять на платежеспособность по кредитам, поэтому в данном сценарии BNPL может повышать показатели долговой нагрузки», — отметил эксперт.