В России допустили появление новой формы занятости

Аналитики Высшей школы экономики предложили законодательно закрепить форму «платформенной занятости». Это значит, что человек является не наемным сотрудником, а посредником между компанией и получателем услуг, например, работает курьером или таксистом.
Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование ВШЭ, которое проводили с участием Ozon, «Ситимобила», «Яндекс.Такси», а также нескольких министерств и ведомств.
Исследователи сделали вывод, что «платформенная занятость» не вписывается в формат традиционных отношений по найму. С действующим законодательством, курьеров и водителей такси оформляют самозанятыми или индивидуальными предпринимателями. Это позволяет назвать их «фиктивно самозанятыми». Альтернативным вариантом является работа без оформления.
В обоих вариантах у сотрудника пропадает способность защитить свои права. Он оказывается вынужден самостоятельно искать случаи легального входа на рынок труда, отмечается в исследовании.
Кроме того, с таким подходом очень трудно понять, какое количество людей работают в этой нише. Оценки будущей динамики варьируются от 6-8 до 15 миллионов человек к 2030 году. Эксперты ожидают увеличения «платформенной занятости» в электронной коммерции, курьерской доставке, персональных услугах и IT.
Одним из возможных решений является появление специальной категории «независимых работников». Они будут иметь право на коллективное представительство интересов, однако они будут выведены из-под регулирования продолжительности рабочего времени и минимальной заработной платы.
Также в ВШЭ предложили разделить «платформенную занятость» на ряд типов, и для каждого из них сформировать нормативную базу.
Авторы исследования предупредили, что при отсутствии подвижек в изменении законодательства платформенная экономика будет свернута либо уйдет в тень.