В России задумались над отменой ответственности за использование нелицензионного ПО

В России обсуждается отмена уголовной и административной ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения. Речь идет о пиратском ПО из стран, которые поддержали санкции в ответ на спецоперацию на Украине.
Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления». В документе перечислены меры для поддержки различных отраслей российской экономики от 2 марта. Собеседник газеты рассказал, что в разработке плана участвовали многие ведомства, а часть мер уже начали осуществлять.
Согласно документу, предлагается задействовать механизм принудительного лицензирования в отношении программного обеспечения, баз данных и топологий для интегральных микросхем. На них может быть распространено действие статьи 1360 ГК РФ. По этой статье российские власти имеют право принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя «в случае крайней необходимости».
В Минцифры сообщили, что выступают за стимулирование перехода на российское программное обеспечение, поэтому в части освобождения от ответственности за использование нелицензионного софта выступают за сбалансированный подход. В ведомстве сообщили, что освобождение от ответственности за использование софта предлагается сделать только по отношению к продуктам, у которых нет российских аналогов.
Ранее РФ начали массово покидать компании из технологического сектора на фоне спецоперации на Украине. Так, представители Microsoft накануне заявили, что приостанавливают продажу товаров и предоставление услуг на территории России. Компания обосновала свое решение ситуацией на Украине. Кроме того, свои бизнес-операции в России и Белоруссии приостановили Apple, Oracle, Intel, AMD, IBM, Cisco, Autodesk и SAP. В таких условиях власти РФ стали продумывать меры поддержки собственной IT-отрасли. Среди них — освобождение IT-компаний от уплаты налога на прибыль и от проверок контрольными органами на три года.