Top.Mail.Ru

В России снизился спрос на водку

08.09.202109:30
Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва» Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Розничные продажи водки упали на 4% в первой половине 2021 года. Легальная продукция становится не по карману потребителю из-за роста акцизов, а молодое поколение предпочитает другие алкогольные напитки.

Продажи водки в розницу за первые шесть месяцев года составили 344 миллиона литров. Это на 4% ниже, чем за аналогичный период 2020-го, и на 3% меньше, чем в январе — июне 2019-го, пишет РБК со ссылкой на рейтинговое агентство НРА.

Еще более заметное падение продаж водки зафиксировали в исследовательской компании GfK — почти на 8% по сравнению с первой половиной 2019 года. Снижение также отметили ритейлеры. Так, например, у сети «Азбука вкуса» продажи водки в натуральном выражении снизились за указанный период на 11% по сравнению с тем же периодом 2020 года и на 1,6% — 2019-го.

В НРА связали снижение спроса на эту алкогольную продукцию с ростом доли населения, которая следует принципам здорового образа жизни. Не меньшее влияние оказывают меры государственного регулирования. Речь идет о высоких акцизных ставках и ограничениях торговли и рекламы. 

В этом году цены на водку растут медленнее, чем на остальной алкоголь. Однако акциз на нее ежегодно индексируют на 4%. Минимальная цена закупки этилового спирта из пищевого сырья увеличилась на 16%. При этом, по оценке НРА, больше трети в цене водки занимает акциз. Его повышение приведет к росту средних цен на нее примерно на 1,5% в год в среднесрочной перспективе. 

Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев отметил, что в России один из самых дорогих в мире акцизов. Он ежегодно повышается на 4%. Из-за роста цен легальная водка проигрывает конкуренцию по цене нелегальной. 

В Росалкогольрегулировании указали на изменение вкусов россиян. Все чаще они отдают предпочтение вину, ликеро-водочным изделиям, виски, слабоалкогольной и пивоваренной продукции. Однако говорить о массовом отказе от водки пока преждевременно, добавили в ведомстве. Косарев отметил, что крепкий алкоголь стали меньше пить в чистом виде и больше — в виде коктейлей. На это указывает рост потребления напитков, которые больше подходят для смешивания, например виски и джина. 

Падение спроса на водку — долгосрочная тенденция, считают в GfK. Доля домохозяйств, покупающих водку, неизменно снижается с 2016 года. В прошлом году ее продажи поддержала пандемия, добавили в НРА. В первом полугодии 2020 года было продано 360 миллионов литров против 357 миллионов за январь — июнь 2019 года. В результате продажи водки в 2020 году практически сохранились на уровне предыдущего года.