Top.Mail.Ru

В России создадут реестр образовательных онлайн-сервисов для школ и ПТУ

25.11.202112:35
Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва» Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

В России решили создать специальный реестр онлайн-сервисов для школ и ПТУ. Это необходимо в связи с переходом ряда образовательных учреждений на дистанционное обучение. 

Комитет Госдумы по просвещению должен рассмотреть 25 ноября законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» перед его рассмотрением во втором чтении, пишут «Ведомости» со ссылкой на председателя комитета по просвещению Ольгу Казакову. Документ одобрил в первом чтении в июне предыдущий состав Госдумы. 

Законопроект распространяется на школы и учреждения среднего профессионального образования (СПО), которые применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. С 1 сентября 2022 года они должны будут использовать в рамках образовательных программ электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный реестр. Его будет формировать Министерство просвещения. 

Казакова объяснила, что при введении в регионах временных мер по борьбе с пандемией коронавируса в школах и ПТУ стали использовать образовательные онлайн-ресурсы, в том числе «Яндекс.Учебник», «СберКласс», «Учи.ру». Однако, в отличие от бумажных учебников, электронные образовательные ресурсы не проходят государственную экспертизу. 

«Информационные ресурсы, которыми пользуются образовательные учреждения, никак сегодня не защищены. Мы не можем их подвергнуть экспертизе, поскольку нет законных оснований. Мы должны наделить министерство законным правом такую экспертизу проводить», — заявила Казакова.

Из законопроекта также следует, что образовательная организация должна создать условия «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, являющейся государственной информационной системой». Такие требования потребуются, если в ходе электронного обучения предусматривается обработка персональных данных школьников и студентов. Эти поправки могут вступить в силу 1 января 2023 года. 

По словам Казаковой, для обработки персональных данных в ходе электронного обучения детей планируют использовать ГИС «Моя школа». Ее сейчас в экспериментальном режиме развивает Министерство просвещения. 

«Законопроект обсуждался с рядом коллег, которые занимаются продвижением электронных образовательных ресурсов. Крупный бизнес давно понял, что если ты хочешь работать в сфере образования, то твой продукт должен быть верифицирован», — пояснил один из авторов текущей версии законопроекта Александр Хинштейн. 

По информации «Ведомостей», консультации проводили с представителями «Яндекса» и «Просвещения». Управляющий партнер онлайн-школы Skyeng отметил, что компанию не привлекали к обсуждению поправок, назвав это «неверным решением». Он считает спорной необходимость дополнительной системы сертификации. Кроме того, пока неясно, по каким критериям ресурсы будут проверять. 

«Новый созыв депутатов, по идее, должен выстраивать отношения с непосредственными игроками EdTech. Более того, мы не понимаем некоторых частей этих поправок и будем писать коллективное письмо от всех представителей отрасли с просьбой их пояснить», — сообщил  Ларьяновский. 

В свою очередь, основатель Digital Disrupt Артем Ермолаев отметил, что цифровой контент, который попадает в «Московскую электронную школу», фильтруют «на предмет его разрушительности и на наличие багов». При этом результаты фильтрации не накладывают ограничений на преподавателей. По его словам, они могут использовать даже непроверенный контент, но «на свой страх и риск». 

«Все делать через жесткую систему фильтрации — спорная история, потому что надо, наоборот, стимулировать развитие образовательного контента. Его мало, и, если его проводить через бюрократические процедуры включения в реестр, контента станет еще меньше», — предупредил Ермолаев. 

Поправки разработали во исполнение поручений президента России Владимира Путина. Глава государства  по итогам заседания президиума Госсовета РФ поручил с 1 января 2023 года применять исключительно государственные информационные системы для обработки персональных данных обучающихся в процессе электронного обучения.