Top.Mail.Ru

В Ростехе рассказали о расходах Boeing и Mercedes из-за сжигания мусора

25.05.202108:50
Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Совладелец и гендиректор «РТ-Инвест» (дочерняя структура Ростеха) Андрей Шипелов считает, что за работу 25 заводов по сжиганию отходов, которые компания планирует построить, должны косвенно заплатить иностранные покупатели продукции крупных промышленных предприятий из России. 

«Большая часть выручки этих [промышленных] предприятий поступает за счет продаж на внешних рынках. Если дополнительные затраты, например в 10 миллионов рублей, необходимые для работы нашей инфраструктуры, будут перенесены на стоимость металла, который будет продан за рубежом, в этом нет ничего страшного. За это заплатят иностранные потребители», — заявил Шипелов в интервью РБК.

В качестве примера таких «иностранных потребителей» он назвал американскую Boeing и немецкую Mercedes. 

Шипелов отметил, что за создание инфраструктуры по утилизации отходов должно платить не население, а крупные предприятия. По его словам, для них увеличение затрат «будет на уровне шума». 

По его словам, в Китае действует механизм зеленого тарифа и поддержки компаний, занимающихся энергетической утилизацией отходов. 

«У нас в потребительской корзине 63% приходится на китайские товары, поэтому сегодня мы с вами платим за строительство мусоросжигательных заводов в Китае», — объяснил гендиректор «РТ-Инвест». 

Проект по строительству 25 мусоросжигательных заводов предполагает, что крупные промышленные потребители должны заключать с этими заводами договоры о поставке мощности (ДПМ) на оптовый рынок. Это привело бы к росту их расходов на электроэнергию на общую сумму почти 100 миллиардов рублей за 15 лет. 

Однако против использования механизма ДПМ при строительстве заводов ранее выступили Сообщество потребителей энергии, Минэнерго, Минпромторг и другие профильные ведомства. По данным ассоциации, на энергорынке гигантский профицит мощностей. Таким образом, новые теплоэлектростанции, к которым также можно приравнять заводы по сжиганию мусора, не потребуются даже в отдаленной перспективе.

«РТ-Инвест» с 2018 года строит четыре мусоросжигательных завода в Воскресенском, Богородском, Ногинском и Солнечногорском округах Московской области и еще один в Казани. Они должны сжигать 3,35 миллиона тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год с выработкой электроэнергии. Их запуск запланирован на 2023 год. 

В мае 2020-го предприятие договорилось о строительстве еще 25 аналогичных заводов с ВЭБом и «Росатомом» по всей России. Их мощность должна составить 14,6 миллиона тонн в год. В феврале 2021 года сообщалось, что стоимость этого проекта оценивается в 1,3 триллиона рублей, а плановая выручка за 35 лет — в 3,3 триллиона.

Для реализации нового проекта «РТ-Инвест» просил предоставить 320 миллиардов рублей субсидий из федерального и регионального бюджетов на время строительства заводов. Кроме того, компания обращалась с просьбой профинансировать работу новых предприятий на 100 миллиардов рублей за счет договоров о предоставлении мощности (ДПМ) и почти на 840 миллиардов рублей — за счет средств экосбора. 

В апреле Минфин предложил отложить решение о финансировании проекта «РТ-Инвеста» по строительству 25 заводов по сжиганию ТКО по всей стране. В ведомстве считают, что сначала в полную силу должны заработать первые пять таких проектов в Подмосковье и Казани.