В ЦБ назвали «очищающим эффектом» для экономики ликвидацию бизнеса на фоне пандемии
Пандемический кризис привел к ликвидации наименее производительных компаний. Аналитики Центробанка увидели в гибели бизнеса «очищающий эффект» для экономики. Между тем новые эффективные бизнесы на этом фоне пока не появились.
Ликвидация компаний в России в период пандемии связана не только с рисками для дальнейшего роста, но и с положительным эффектом для него в средней и долгосрочной перспективе, следует из аналитической записки департамента исследований и прогнозирования Центробанка под названием «Кто выходит с рынка в период кризиса». По оценке экспертов ЦБ, во время первой волны кризиса в 2020 году с рынка уходили наименее производительные предприятия. Это позволяет говорить о проявлении очищающего эффекта кризиса (cleansing effect), благодаря которому в экономике снижается число проблемных организаций и появляется рабочая сила, которая может быть задействована на более производительных предприятиях.
Исследователи отметили, что для преодоления последствий кризиса и выхода экономики «на устойчивую траекторию роста» необходимо стимулировать появление новых предприятий, поддерживать действующие эффективные организации, в особенности молодые компании с большим потенциалом, а также создавать условий для быстрого развития и расширения новых организаций.
При этом аналитики ЦБ отметили, что число вновь зарегистрированных предприятий также резко сократилось, в том числе на фоне приостановки экономической активности из-за карантинных мер. По мере восстановления экономики страны число входящих предприятий выросло, однако до декабря так и не смогло компенсировать весеннее падение. Таким образом, сотрудники закрывшихся предприятий, оставшихся без работы, вынуждены устраиваться на менее производительные рабочие места. Для них сократились возможности найти новую работу.
Экономисты ЦБ добавили, что в дальнейшем на ликвидацию компаний в России могут повлиять отложенные вторичные эффекты пандемии. Например, мораторий на банкротство привел к тому, что к середине 2020 года с рынка компании ушли добровольно, однако после снятия моратория число закрытых бизнесов резко возрастет. Таким образом, в 2021 году может сформироваться устойчивая тенденция к росту числа ликвидированных предприятий.
Руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников отметил в беседе с РБК, что говорить о полноценном очищающем эффекте кризиса не приходится. По его словам, за «очищением» экономики от непроизводительных предприятий должно стоять создание новых бизнесов, но это не происходит.
Заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов, в свою очередь, отметил, что только посткризисная конъюнктура определит, способны ли были ушедшие компании выжить.