Top.Mail.Ru

Власти призвали ритейл ограничить наценки на брендированные продукты

14.02.202208:35
Фото: X5 Retail Group Фото: X5 Retail Group

Минсельхоз призвал ритейлеров не останавливаться на добровольных ограничениях наценки в размере 5% на овощи, молоко, хлеб и сахар. Он предложил им ввести ограничения не только на собственные торговые марки, но и на брендированные продукты от таких производителей, как Danone, PepsiCo, Fazer и другие.  

Ведомство предложило ритейлу добровольно ограничить наценку на продукты питания под брендами на фоне роста цен, которые занимают более 70% продаж торговых сетей в совокупности. Речь идет о молоке, кефире, сливочном масле, твороге и хлебе недлительного срока хранения. Соответствующее предложение внесла заместитель главы Минсельхоза Оксана Лут на совещании 10 февраля, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на участников встречи. 

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России изданию сообщили, что продолжают работу с отраслевыми союзами и сетями над методикой добровольного ограничения наценки на наиболее востребованные продукты. В ведомстве надеются, что это позволит избежать дефицита товаров с минимальной наценкой. 

В начале 2022 года торговые сети уведомили регуляторов (ФАС, Минсельхоз и Минпромторг), что добровольно ограничат наценку до 5% на некоторые сорта хлеба, молочную продукцию, сахар, лук, свеклу, морковь, картофель. При этом они заявили, что сами выберут бренды, под которыми производятся продукты, подпадающие под добровольное ограничение наценки.

Однако, как сообщила на совещании Лут, крупные сети, в том числе X5 Group, «Магнит», «Дикси», «Ленту» и Auchan, согласились ограничить наценку в основном на хлеб и молочную продукцию под собственными торговыми марками (СТМ). Это 20% продаж. В Минсельхозе отметили, что наценка на СТМ у ритейлеров и так минимальная. По мнению Лут, в случае с сахаром и овощами добровольное ограничение наценки оправданно из-за минимального объема брендированной продукции. Между тем, полагает замминистра, сокращение наценки на хлеб и  молочную продукцию  только собственных марок не приведет к реальному снижению цен. 

В X5 Group признали, что СТМ производятся, как правило, небольшими предприятиями. Это позволяет сдерживать отпускные цены из-за минимальной торговой наценки. В магазинах «Пятерочка» доля таких товаров за 2021 год выросла с 17,4% до 20,8%, в «Перекрестке» — с 12,4% до 15,2%. Однако цены на брендированные товары растут вслед за оптовой стоимостью от производителей. Источник газеты среди крупных ритейлеров считает, что регулирование цен на продукты под брендами приведет к значительным убыткам и спровоцирует риск дефицита.

Эксперты считают, что предложение Минсельхоза приведет к дисбалансу на рынке. По мнению главы Streda Consulting Алексея Груздева, ритейлеры попытаются переложить свои издержки на производителей. Аналогичное мнение высказал и глава Российского союза пекарей Алексей Лялин. По его словам, производители хлеба не могут не повышать цены из-за роста себестоимости производства. Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble) Алексей Поповичев считает, что эффективнее адресно поддерживать граждан с низкими доходами, а не распространять эту практику на всех покупателей.