Top.Mail.Ru

Власти России не заложили средств на субсидирование продаж электромобилей

11.08.202109:59
Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Правительство не заложило средств на поддержку спроса на электромобили в драфт федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Финансирование программы до 2024 года сократилось с 203,2 миллиарда до 121,2 миллиарда рублей.

Программа «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» представляет собой план реализации концепции развития электротранспорта. В документ добавили машины на водородных топливных элементах. При этом финансирование проекта сократилось. Так, общий бюджет до 2024 года уменьшился с 203,2 миллиарда до 121,2 миллиарда рублей. Бюджет до 2030 года — с 803,7 миллиарда  до 591,2 миллиарда рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на драфт паспорта федерального проекта. 

При этом до 2024 года 9,6 миллиарда рублей планируется привлечь из федерального бюджета, еще 38 миллиардов — из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В концепции Минэкономики из бюджета собирались привлечь 50,2 миллиарда рублей, 20 миллиардов рублей — из ФНБ. 

По информации газета, лимиты, указанные в драфте до 2024 года, уже согласованы правительством. Средства ФНБ планируют направить на софинансирование производств компонентов для электротранспорта, а также водородных топливных элементов. 

Однако на поддержку спроса на электромобили средств пока не заложено. В проекте говорится, что деньги на поддержание продаж планирует найти за счет роста утильсбора, но этот источник пока не согласован. По новой оценке, на льготные лизинг и кредитование необходимо 14,9 миллиарда рублей до 2024 года (110,9 миллиарда до 2030 года). 

Таким образом, скидки по кредитам и лизингу для российских машин оплатят покупатели импортируемых или низко локализованных электромобилей. Еще одним источником может стать ввозная пошлина на электромобили, которая приведет к удорожанию машин для покупателей. 

В Минпромторге отметили, что источник финансирования существующих программ по льготным кредитованию и лизингу, расширенных на электротранспорт, определят при принятии закона о бюджете на 2022 год. В отрасли видят риски не только в том, что поддержка спроса может остаться без бюджета, а в выборе подходов к ней.

Сейчас рынок электромобилей в России почти отсутствует (0,1% от общих продаж в 2020 году). Крупные компании с госучастием и большим логистическим парком отмечали, что готовы осуществить массовый переход на электротранспорт при наличии субсидий. Несмотря на полное отсутствие поддержки продаж, в стране с 2029 года установят требования к автопроизводителям по доле продаж электромобилей в общем объеме реализации.

По словам Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, на начальном этапе нужны более масштабные меры поддержки, которые уравнивают стоимость покупки электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. 

Он отметил, что во многих странах, в том числе Китае и Германии, на покупку электромобиля выделяли масштабную субсидию. В Китае, например, в начале программы субсидия составляла примерно 7,7 тысячи долларов. В США предоставляли налоговый вычет — 7,5 тысячи долларов на электромобиль. При этом «начальным этапом» развития в мире считалось объемное выражение в штуках. Так, налоговый вычет в США давали на первые 200 тысяч машин производителя.