«Яндекс» впервые раскрыл инвестиции в развитие поиска

12.07.202111:35

За последние пять лет «Яндекс» инвестировал в развитие поиска больше 1,5 миллиарда долларов. Эта сумма сопоставима с общими капитальными затратами группы за эти годы. В дальнейшем инвестиции компании в поиск будут только увеличиваться.

Глава бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов этой компании Андрей Стыскин рассказал РБК, что самыми крупными статьями расходов стали строительство дата-центров и закупка «железа», обучение алгоритмов ранжирования и зарплаты сотрудникам. 

В ближайшие годы, по его словам, инвестиции в поиск увеличатся. Компания намерена вкладываться в развитие новых технологий, в том числе в области обработки естественного языка — технологии «Трансформеры». Эта технология «умеет выявлять закономерности, которые есть в языке». Это позволяет решать многие задачи, например делать краткие выжимки из больших объемов текстов. 

Стыскин добавил, что сейчас по всему миру компании работают над продуктами, которые позволят анализировать, генерировать и обобщать информацию.

Кроме того, «Яндекс» планирует создать универсальный поиск, который ищет объекты во всех доступных источниках. Например, если человек захочет посмотреть французскую комедию, ему не нужно будет искать ее отдельно в каждом онлайн-кинотеатре. Поиск «Яндекса» соберет в одном блоке фильмы из коллекции «Кинопоиска», онлайн-кинотеатров, а также те, что идут в кино. Таким образом, в компании также рассчитывают интегрировать большее число партнеров по разным направлениям.

Группа работает и над внедрением экспертного поиска. Он предполагает помощь экспертов с ответами по темам, требующим глубокой проработки. Сейчас у компании есть несколько пилотов по формированию экспертных оценок в области медицины, юриспруденции и финансов.

Стыскин подчеркнул, что «Яндекс» старается вводить изменения постепенно, чтобы они воспринимались пользователями естественно.

Компания не раскрывает, как распределяет инвестиции. При этом общие капитальные затраты Yandex N.V. (материнская компания для группы «Яндекс») в 2020 году составили 24,551 миллиарда рублей (340 миллионов долларов по средневзвешенному курсу ЦБ). В 2019-м этот показатель был 317 миллионов долларов, в 2018-м — 452 миллиона, в 2017-м — 212 миллионов, а в 2016-м — 144 миллиона долларов.